Любопытно то, что многие родители спешат развивать своего ребенка. Понимаю, конечно, хочется, что бы ребенок все понимал, понимал смысл многих процессов и следовал просьбам. Еще правильно размышлял, разделял родительские интересы и многое другое. Конечно, надо развивать ребенка и детские учреждения предлагают различные занятия по возрастам. Однако, часто родители замечают слабые стороны своего ребенка. Стараются заострить на них внимание ребенка, дать понять, что здесь надо подтянуть.
Для начала, все же лучше понять, это действительно слабость ребенка или всего на всего особенности возрастного развития. В связи с этим хочу выделить некоторые классификации возрастных особенностей и начну с классификации известного швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Он известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии.
Стадии когнитивного развития по Пиаже.
Когнитивное развитие включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи
По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира. Согласно Пиаже, в этом развитии можно выделить четыре дискретных, качественно различных стадии, или периода. Он дал этим периодам следующие названия:
1) Сенсомоторная стадия (от рождения до 1,5-2 лет)
В этот период младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, касания, жевания и др. Пиаже назвал первый период развития сенсомоторной стадией, потому что при уравновешивании интеллект младенца опирается на данные органов чувств и телесные движения.
2) Дооперациональная (от 2 до 7 лет)
На этой стадии маленькие дети формируют понятия и пользуются символами, такими как язык, для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий. Пиаже заключил, что до достижения определенной стадии развития (до 6-7 лет) дети формируют свои суждения, опираясь в большей степени на перцептивные, чем на логические процессы. Заметим, дети до 6 лет основываются в своих суждениях исключительно на восприятии. Они не понимают отличия между символом и обозначаемым им объектом.
В начале этой стадии дети настолько серьезно относятся к названиям, что не могут отделить их буквальное значение от вещей, которые они представляют. Например, если ребенок воображает, что лист бумаги - это кусок пирога, а мать выбрасывает бумажный «пирог» в мусорное ведро, то ребенок может расстроиться не меньше, чем невеста, которая увидела, как выбросили ее свадебный пирог. К концу этого периода дети узнают, что слова языка являются условными знаками и что одно слово может обозначать не только один, но и несколько объектов.
3) Конкретных операций (от 7 до 11-12 лет)
Дети начинают мыслить логически. Они могут классифицировать предметы и иметь дело с иерархической классификацией, способны оперировать математическими понятиями и осмыслить закон сохранения. Например, на дооперациональной стадии ребенку трудно понять, что данное животное может одновременно являться и «собакой», и «терьером». Он способен одновременно иметь дело только с одним классом. Но семилетние дети понимают, что терьеры - это подгруппа внутри более широкой группы собак. Они могут видеть также и другие подгруппы, например подгруппу «маленьких собак», таких как терьеры и пудели, и подгруппу «больших собак», таких как золотые ретриверы и сенбернары. Размышляя таким образом, они демонстрируют понимание иерархии классов. На стадии конкретных операций дети овладевают логическими операциями такого типа, и их мышление становится все более похожим на мышление взрослых.
4) Формальных операций (с 12 лет или чуть позже)
Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически. На этом этапе подростки могут исследовать все логические варианты решения задачи, воображать вещи, противоречащие фактам, реалистически мыслить о будущем, формировать идеалы, понимать смысл метафор и оперировать абстрактными понятиями.
Для формально-операционального мышления больше не требуется связь с физическими объектами или фактическими событиями. Оно позволяет подросткам впервые задать себе вопрос типа «а что будет, если..?» («А что, если бы я сказал это тому человеку?»). Оно позволяет им «проникать в мысли» других людей и принимать в расчет их роли и идеалы. Все это недоступный уровень детям младшего возраста.
Можно ли ускорить смену стадий развития и, например, научить способного пятилетнего ребенка конкретным операциям? Пиаже назвал этот вопрос «американским», потому что его задавали всякий раз, когда он посещал Соединенные Штаты. Он отвечал, что, если бы даже это было возможно, в конечном счете, ценность такого ускорения развития весьма сомнительна. Он подчеркивал, что важно не ускорить смену стадий, а предоставить каждому ребенку достаточное количество учебных материалов, соответствующих каждой стадии его роста, чтобы ни одна область интеллекта не осталась недоразвитой.
Итак, Если получаемые человеком сведения, перцептивные образы или субъективные переживания соответствуют структуре его интеллекта, то эти сведения, образы и переживания «понимаются» или, на языке Пиаже, ассимилируются. Если же информация не соответствует структуре интеллекта, он отвергает ее (а в случае, когда его структура готова в качестве составной части к изменению, она приспосабливается к новой информации).
Если вы хотите развивать своего ребенка на опережение, все же не требуйте от него, то что он не может вообще воспринять и выполнить. Любое опережающее обучение может носить только ознакомительный характер. А идеальный вариант - собственный образ мышления, причем, искренней и воодушевленный.
С другими классификациями различных психологов и многим другим вы можете познакомиться в
моей рассылке Сейчас хочу поделиться своей радостью с моими читателями, я начала готовить свой блог «Счастье! Всегда» В нем будет раздел «счастливый ребенок» и многое другое.
До скорых встреч!
Счастья и Успеха, Маргарита