К разговору об освободителях: Интервью с Натаном Бедфордом Форрестом

Jun 21, 2007 12:30

Опубликовано в "Цинциннати Комошл" от 28 августа 1868 г.

Мы встретились с генералом Форрестом в его офисе в 8 часов утра. Он уже работал, хотя и не до конца оправился от недавней болезни. Сейчас этот приятный сорокасемилетний господин - признанный лидер Юга. С его именем южане связывают свои самые сокровенные чаяния...



Он не возражает против интервью

Заняв свое место, я начал разговор словами: "Генерал Форрест, прежде всего я хочу узнать Ваше мнение о положении дел в штате Теннесси и вообще на Юге, услышать о Вашей работе. Мне бы не хотелось никоим образом навредить Вам этой статьей, так что Вы можете говорить только о том, что, по-Вашему, можно опубликовать".

Он ответил: "У меня нет и никогда не было таких взглядов, которые следовало бы скрывать от прессы. Я только хочу, чтобы меня верно поняли. Мне не нравятся, когда мне приписывают чужие заслуги, поскольку я не искал той репутации, которую получил".

Я сказал: "Сэр, я опубликую только то, что Вы скажете, так что Вы не увидите себя в ненужном свете. Нашим читателям интересно, что Вы думаете о правительстве, о штате Теннесси, о радикальной партии и об освобождении негров".

Его позиция

"Ну что же, сэр", - сказал он. - "Когда я в 65-м привел сдаваться свои семь тысяч бойцов, то подчинился условиям капитуляции и честно соблюдаю их вплоть до сегодняшнего дня. Когда я выступал перед людьми, то говорил только о мире. Я призывал людей подчиниться законам государства, какими бы суровыми и неконституционными (на мой взгляд) они ни были. С моей стороны было бы неразумно активно сопротивляться - меня амнистировали только недавно, когда вышла последняя прокламация о помиловании. Но я больше не мог выносить того, что творят с моим народом".

Положение ухудшается

"Если я Вас правильно понял, генерал, Вы считаете, что гонения на южан стали просто невыносимыми?"

"Нет", - ответил он. - "Они не "стали". Они продолжают становиться все хуже час от часа. Но я говорю людям: крепитесь, давайте бороться с несправедливостью законным путем. Несколько недель назад меня пригласили в Нэшвилль на встречу с другими джентльменами, давно и тесно связанными с Делом Юга. Мы разработали программу, на наш взгляд, вполне приемлемую для мистера Браунлоу и его администрации, и предложили им компромисс: они не созывают милицию, а мы соглашаемся хранить порядок и следить, чтобы закон не нарушался. В принципе, у меня были основания полагать, что так оно и будет. Когда я вернулся домой, то посоветовал людям вести себя тихо и не чинить препятствий никаким разумным законам. Да, я дейстительно не признаю нынешнюю власть в Теннесси законной, но готов подчиниться с надеждой на то, что все разногласия можно будет уладить миром".

О Дяде Сэме

"Генерал, что Вы думаете о федеральном правительстве?"

"Мне нравились старое правительство 61-го года и старая конституция. Это было бы лучшее правительство в мире, если б работало так, как до войны. Не то чтобы я его ненавижу. Сейчас я выступаю только против радикальных революционеров, которые пытаются уничтожить его. Я убежден, что в эти радикалы - по крайней мере тут, в Теннесси, - идут худшие создания Божьи. Те, у кого одна цель - набить кошелек. Ради этого они пойдут на любое преступление".

О Браунлоу и Ку-Клукс-Клане

Я спросил: "Если губернатор Браунлоу все-таки созовет милицию, будут ли люди сопротивляться?"

"Посмотрим. Если милицию просто созовут и она не откроет огонь первой, полагаю, никакой драки не будет. А вот если они, наоборот, будут делать то, для чего их призвали, творить разбой и безаконие, - то правительство мистера Браунлоу просто сметут, и никто из радикалов не уйдет живым. Для нас это будет объявление войны, так как мистер Браунлоу уже издал прокламацию, разрешающую расстреливать "клановцев" на месте. А "клановцами" он считает всех южан без разбору".

"Зря Вы так, генерал. Мы у себя на Севере считаем, что "клановцы" существуют только в воспаленном воображении некоторых политиков".

Ку-Клукс-Клан

"Они действительно существуют, сэр. Не только в Теннесси, но и по всему Югу, и их действительно много".

"Сколько, генерал?"

"В Теннесси - больше 40 тысяч человек, во всех южных штатах - около 550 тысяч".

"Можно поинтересоваться, что это за организация? Чем они занимаются?"

"Разумеется, сэр. Это политическая и военная организация, которая защищает права южан. Но все ее члены принесли присягу на верность правительству Соединенных Штатов. Сначала они боролись только против произвола Патриотических Лиг и Великой Армии Республики. Затем появились и иные цели; Клан стал политической организацией. Он поддерживает, разумеется, демократическую партию".

"Но все члены организации связаны между собой?"

"Да. В каждом избирательном округе работает капитан, который, помимо прочего, должен составлять списки всех известных радикалов и демократов, а также тех, кто колеблется. Потом эти списки пересылают командующему штатом [так в тексте - commanding officer of this State - C.B.], чтобы он знал, кто наши друзья, а кто нет".

"Можете ли Вы назвать имя командующего штатом?"

"Нет, это было бы бестактностью".

О возможности конфликта в Теннесси

"Насколько я Вас понял, Вы считаете, что если милиция активно вмешается в дела штата, прольется кровь?"

"Да, сэр. Если они, следуя прокламации губернатора Браунлоу, начнут охотиться за "клановцами", начнут их отстреливать (а он всех южан так называет) - будет война, еще страшнее той, которую мы недавно пережили. Я этих радикалов предупреждал. В принципе, моя главная цель - отнюдь не негры, а именно они. Они все есть в наших списках, и, если что, никого из них не останется в живых. Если они думают, что смогут заварить кашу и сбежать - пусть, мол, негры за нас отдуваются, - у них ничего не выйдет. Но я хочу, чтобы меня поняли правильно: я против кровопролития и буду воевать только ради самозащиты. Если милиция нападет на нас, мы будем драться до последнего. Думаю, при необходимости я за пять дней смог бы собрать 40 тысяч человек".

О пользе ККК

"Как по-Вашему, генерал, Ку-Клукс-Клан приносит пользу штату?"

"Несомненно. Когда он появился, лигисты перестали убивать наших людей. Разумеется, были идиоты из молодых, которые надели маски и принялись ездить туда-сюда, пугая негров. Но был приказ остановить это, и все прекратилось. Более того, трех членов Ку-Клукс-Клана судили и расстреляли за нарушение этого приказа.

"А Вы член Клана, генерал?"

"Нет, но я из сочувствующих, и буду сотрудничать с ними. Я знаю, что их обвиняют в бесчисленных преступлениях, которых они не совершали. Ну, например, в убийстве Бирфилда во Фрэнклине несколько дней назад. Я сам отправил туда следователя и уже получил его отчет, из которого следует, что Клан здесь ни при чем".

Об амнистии

"Что Вы думаете об амнистии? Что она дала?"

"Полагаю, амнистия восстановила людей во всех их правах. А вот легислатура Теннесси не торопится им эти права возвращать. Тем не менее, я подчиняюсь ее законам за неимением лучших. Но у всякого человека есть свой предел терпения, и я готов скорее расстаться с жизнью, чем с честью. Этому надо положить конец, а сейчас как раз самое время".

Джим Бонек

***
Interview with Nathan Bedford Forrest // Cincinnati Commercial, August 28, 1868

Оригинал интервью опубликован на Wikisource

southerners

Previous post Next post
Up