Смоленск исторически город большого надрыва, так что и с ТББ было все сложно. Местные кинотеатры не решились такое показывать, все смирились, но тут подключилось местное управление по культуре и выбило 1 (один) показ. Все билеты были разобраны еще за неделю до. Расширили показ еще на один зал, тоже sold out. Ушло из нашего зала человек 10. И им было стыдно. Горжусь, короче. Смоленск - город высокой культуры.
Кино просто шик, очень понравилось. Стоило ждать 15 лет. По продакшену, по камере, по визуалу в целом - это просто beyond of anything. Собственно, чтобы побыстрее покончить с искусствоведческой частью - ТББ это, наверное, последний осколок великого русского модернизма. Сейчас так не строят. В этом творческий подвиг Германа - сделать абсолютно модернистское кино в эпоху лютого постмодернизма. Дайте почитать иконы литературного модернизма, Улисс или Петербург, неискушенному - вы получите ту же реакцию, что и на ТББ. Основной вопрос у них - ну зачем?! Ну зачем вот это все? Почему нельзя ту же мысль выразить короче? Понятнее? Зачем все эти многочисленные детали? Вот эта веревка в кадре болтается зачем? Что ты бубнишь, скажи четко. Зачем, зачем... Затем. Постмодерн уровнял в правах всех и вся. Автор у него давно растворился в зрителе, так что давай попонятнее, дружок, искусство принадлежит народу. В модерне автор жив и сам диктует правила. У вас два пути: либо принять его язык и насладится творческим замыслом, либо отойти в сторону, желательно, молча. Никто с тобой здесь цацкаться не собирается. ТББ чистый модернизм и по сути и по судьбе и по реакции публики.
Начитался, конечно, всякого. Сотни пригоревших жоп. Бог ты мой, каких людей, оказывается, пускают на римский кинофестиваль. Что же с нами стало.jpg, реально какой-то духовный Арканар. Когда успели так отупеть? Я ожидал суровой работы. Превозмогания видеоряда. Борьбы с Германом. Но бороться-то не пришлось. За три часа только пару раз взглянул на часы.
Во-первых, потому что картинка просто завораживает и гипнотизирует. Поразительная глубина кадра. Кино визуальное искусство и будь добр..... Герман был добр к нам. Очень добр. Реконструкторы теряют сознание от оргазма уже на титрах. Слабо косплей Руматы, чтобы на коне со всеми причиндалами?
А во-вторых, это же Стругацкие. Не понимаю, чего вам, это самая лучшая экранизация Стругацких на сегодняшний момент. И сделано все правильно и близко к тексту. Да, сюжет для тех кто не читал, или уже забыл, трудно схватить с первого раза. И в этом тоже заслуга Германа - все-таки ТББ сюжетно очень прост. Он берет только суть сцены, только ключевые фразы, все остальное объясняет кадр. Я перечитывал ТББ перед премьерой. И честно говоря, не дочитал. Стало скучно, концовку помню... Никогда ТББ не было моим любимым произведением АБС, слишком оно пионерское, и все натяжки, сейчас, когда в голове уже германовский видеоряд, слишком выпирают. Но там даже барон Пампа есть, а я думал, не будет, слишком плоский для Германа персонаж, но есть и он прекрасен. Даже самогонный аппарат есть, совершенно чудовищный.
Кино оказалось довольно целомудренным. Кино о насилии, в котором почти нет насилия - вот момент перед насилием, вот момент после. Напомню, в прошлом сезоне Игры Престолов герою отрезали хуй и все были в восторге. Нимфоманка собирает хорошую критику. А Герман, значит, поехавший на старости лет циник-мизантроп, одержимый говном. Это популярная теория. Про старческую мизантропию Германа. При этом, никто не замечает, что в кино полно юмора. Я что, там один смеялся что ли? Есть совершенно платиновые шутки. Герман вообще дядька юморной, просто юмор у него специфический. Какая мизантропия, если единственная нормальная человеческая реакция на все эти арканарские рожи, что так и лезут тебе в душу с экрана, на эти карикатуры на людей, это жалость и стыд? Вот и сердце Руматы полно жалости. Он говорит об этом и прислушивается к себе. Действительно ли? Еще полно?
Ярмольник прекрасен. Конечно, отключив внутренний монолог трудно показать момент съезда крыши, тем более, что мы видим Румату только здесь и сейчас, но и тут Герман мощно говорит кадром - когда Румата надевает этот кошмарный шлем, становиться на четвереньки, превращаясь в зверя - это сильнее тысячи слов.
Собственно, концептуальных претензий у меня две. Первая, интерьеры королевского замка. Там настолько убого, что, кажется, нет никакой разницы между королем и простолюдином. Это как-то убивает идею социального неравенства. Вторая претензия - язык фильма. Хотя тут скорее проблема Стругацких. У них тоже все изъяснялись на современном русском. А так, кино отчетливо гениальное, на три головы выше всего, что было за время его съемок.
Выходишь из кино - и мир снова прекрасен.
Гори ты в аду, сраный Арканар.
Жду HD-рип, не все заклепки рассмотрел.
И хотелось бы обсудить концовку.
Она смещает акценты.