Кончился Международный День Художника, а значит, в полночь я встаю из гроба и даю справку - в надежде, что мои сограждане перестанут позориться и начнут хоть немного думать.
И уважать, черт побери, великое искусство родной страны.
Лет десять назад наша образованная публика открыла для себя монохромные картины интеллектуального хулигана Альфонса Алле, и, в частности, полотно 1882 года «Битва негров в пещере ночью», представлявшее собой черный прямоугольник.
С тех пор любое упоминание «Черного квадрата» Малевича вызывает в комментах призрак дядюшки Альфонса. Всегда найдется хоть один эрудированный субъект, который скажет: француз был первым! А этот ваш Малевич в лучшем случае эпигон, а в худшем ловкий коммерсант от живописи.
Постарались и википедики, намертво привязав Алле к Малевичу: «Более чем за четверть века до знаменитого "Черного квадрата" Алле изобрел свою монохромную живопись...»
Интересно, как работает мозг у людей, которые нашли нечто общее между битвой негров, которую не видно потому что темно, - и парящим на белом фоне пикселем.
Леди и гамильтоны. Я обещал справку, короткую и внятную. Давайте вместе запомним, в чем разница между циклом из трех прямоугольников Алле (черный, белый, красный) и «Черным квадратом».
Полотна Алле - традиционная живопись. Да, это стёб над ней, пародия, но строго в рамках традиции.
«Черный квадрат» - бескомпромиссный авангард. Конечная точка (и она же точка отсчета) супрематизма.
Картины Алле безупречно мертвы.
Супрематическое полотно всегда живое, оно пронизано внутренним движением, несмотря на подчеркнутую геометричность. В этом базовая идея супрематизма: картина - движение, схваченное на лету. Почему, собственно, «Квадрат» не квадрат, а очень сложный объект без единого прямого угла. Иначе бы он не парил внутри квадратной рамы, а падал вниз.
Говорить о том, какое серьезное влияние оказал супрематизм на мировую культуру (в первую очередь, архитектуру и дизайн, сценографию и искусство плаката) даже как-то неприлично, ей-богу.
Говорить о том, что российский образованный класс, взявши моду глумиться над супрематизмом, плюет таким образом в нашу законную национальную гордость - неприятно.
Но, видимо, надо.
Ну вот и поговорили.
P.S. У интеллигенции есть даже анекдот для продвинутых: «В Третьяковской галерее по недосмотру молодого искусствоведа повесили вверх ногами "Черный квадрат"» Ха-ха-ха! Ой, какие мы умные. Ой, какие мы тонко понимающие. Это же английский юмор просто. Не для тупых, да?
Когда услышите этот анекдот от какого-нибудь умника, можете ему сообщить, что знакомы с человеком, который однажды заметил, что «Квадрат», вернувшись в Третьяковку с выставки за рубежом, почему-то больше не летает, а стоит мертво, как утюг. Испортился, что ли. Человек присмотрелся, охнул, шепнул кому надо - и картину перевернули в ее законное положение. И она снова полетела.
Потом мне сказали, что такое уже бывало в разных музеях: группа развески, если за ней не присматривать, хочет перевернуть «Квадрат», поставить на самую широкую сторону, замкнуть его на землю. Они не нарочно, это сугубо бессознательное. Чтобы не улетел.
Дайте ему летать, черт возьми, люди добрые.
Иллюстрации:
Обложка альбома «Группа крови» - минимально переделанный киноплакат К.Малевича к фильму «Доктор Мабузо» 1925 г.
Триптих К.Малевича, 1915 год.
Вася Ложкин, "Супрематический кот".