Чего боится издательство "Эксмо"

Apr 05, 2013 07:31

Бороться с идиотизмом нужно хотя бы ради того, чтобы наши дети не выросли идиотами.
("Объекты в зеркале заднего вида")

На картинке - небольшой фрагмент первого эскиза обложки к роману "Объекты в зеркале заднего вида". Книга уже в продаже, только ничего подобного на обложке нет.


Книга получилась едкой и издевательской. Помимо прочего, в ней упоминается "известный закон об оскорблении кого попало чем попало", он же "закон об оскорблении всякой сволочи чем угодно", согласно которому в России недалекого будущего все обязаны быть милыми и толерантными. Конечно, простой народ кладет на этот закон с прибором. Побаивается - но кладет. И когда случается социальный взрыв, люди выходят на улицу с таким вот транспарантом. Им уже ничего не страшно, они готовы наломать дров.
Если кто не знает, фантастика не занимается прогнозированием, она только строит модели. И если негативный сценарий, прописанный в тексте, вдруг срабатывает в реале, всегда очень неуютно. Потому что мы-то хорошего хотим, на доброе надеемся... И тут я влетаю под закон об оскорблении всякой твари любым словом!
Бунт в провинциальном городке - один из ключевых моментов сюжета, когда героям придется сделать очень важный выбор, - и я предложил поставить на обложку толпу с угрожающим лозунгом. Чтобы сразу было ясно, чего от книги ждать.
Всем эта идея настолько понравилась, что другие варианты даже не обсуждались.
А потом главный художник посмотрел на обложку и кое-что вспомнил. И загрустил.
И маркетологи кое-что вспомнили. И загрустили.
- Нам же это придется в закрытом пакете продавать! А постеры как делать? А плакаты в метро? Их же никто не возьмет! Метро точно не возьмет. Опять будет как с Пелевиным...
Это они еще текста не читали толком, хе-хе, думаю я. И вдруг понимаю, что круто накосячил.
- Стоп! - говорю. - У меня в голове опилки. Только сейчас вижу, что лозунг не отвечает менталитету персонажей. Не могли они с таким скучным лозунгом идти морды бить нерусским. Мои работяги - простые, как две копейки, но сами себя обзывают "креативные чуваки" и гордятся своим нелепым остроумием невероятно. Там одни шутки про жопу, которых на всем заводе никто не понимает, чего стоят... Меняем слово! И в тексте, и на обложке. Теперь будет написано...

ПРИВЕТ ПИНДОССКИМ ОККУПАНТАМ!
Это еще и логичнее: ведь группа с транспарантом перегораживает трассу, по которой должен кое-кто подъехать. Торжественная встреча, так сказать.
- Ты не понял, - сказали мне уныло. - Смерть или привет, это без разницы. И даже оккупанты - фигня. Все дело в пиндосах. Отрицательная коннотация. Оскорбительное выражение в отношении национальности.
- Чё?.. - только и спросил я.
И тут выяснилось (я честно не знал), как именно в 2008 году наши пролетели с Пелевиным из-за его "Прощальных песен политических пигмеев Пиндостана". Публика тогда решила, что "запрет рекламы по цензурным соображениям" это такой не самый ловкий пиар. А вот и нет. Правда, ситуация была менее хмурой, чем ее представили. Рекламу "П5" никто не запрещал. Ее отказались размещать. Почувствуйте разницу.
Ну просто как в книжке, только у меня вся эта фигня творится примерно в 2030 году. Там положено бояться и опасаться, а не то накажут.
Правда, там это людям давно осточертело - а мы еще запуганы пока. Поэтому мои персонажи живут по понятиям реальной толерантности, а сейчас большинство только притворяется. Но в том и проблема. Между реальной честной толерантностью и трусливым поджиманием хвоста перед кем попало, лишь бы не влетело - пропасть.
Главное, за последние годы выросло до небес число желающих усмотреть экстремизм где ни попадя - и стукнуть куда следует. А в книге полно всякого хулиганства, и если отбросить его контекст, выглядит оно просто дико.
А те, кто стучат, и те, кто потом стучат по голове, никогда не видят контекста.
В общем, тяжело вздохнули - и зарезали картинку.
И с очень сложным чувством на душе придумали другую. Вроде бы, по-своему наглую и тоже неполиткорректную.
Только это слишком похоже на анекдот, когда мужик раздает антисоветские листовки, на которых ничего не написано, потому что и так все понятно.
Мне, в общем, ничего не страшно, и я готов отстаивать свое право высказываться, потому что не говорю ничего плохого, но форма высказывания, которую я выбираю - критична. В "Объектах" очень многое держится на интонациях. Если начать затыкать рты персонажам, все будет потеряно.
Что самое смешное: написать на обложке нечто типа ""Абрамсы" в Химках" и еще нарисовать это, то есть, изобразить реальную "пиндосскую оккупацию", по нынешним временам считается нормально.
А жестко простебать тему на обложке "Объектов" издательство побоялось. Нет, не потому что нас расстреляют. Потому что надо лепить постеры в метро - а их не возьмут. И никто не будет разбираться, о чем книга. Все просто дружно поберегутся от греха.
Вам не кажется, что у нас в последнее время многовато стало такой вот типично советской трусости - когда народ сам себя прессует?.. Очень странное получается вставание с колен. Больше похожее на вставание на колени и припадание к начальственным ягодицам.
В книге по этому поводу стишок хохмачи сочинили, про корпоративную этику:

Я знаю: компания любит меня,
Мы вместе идем к успеху.
И я в конце рабочего дня
Целую начальника цеха!

Не показывайте это питерским депутатам. Не так поймут.
Но шутки шутками, а в книге есть и горькие слова. И я их сейчас положу тут напоследок в надежде, что эта цитата не станет пророческой. Потому что, отрабатывая негативные модели и выкладывая их в текст, автор всегда мечтает, что Мироздание услышит его и поймет: не надо так.

Система управления всегда пытается убить в тебе человека, и мертвые никогда не хоронят своих мертвецов.
И объекты в зеркале заднего вида ближе, чем кажутся.



Previous post Next post
Up