Jun 12, 2009 11:04
Сейчас так много людей считающих себя патриотами, много кричащих, утверждающих и уверенных в своей правоте. Не знаю, как было раньше, но сейчас, мне кажется, мало кто знает Россию, мало кому она видна, в особенности из-за «колец». Весь этот патриотизм сформирован технологиями «вещающих» через экраны и динамики. Недавно слышал радостное восклицание одного крупного политика, мол: «в этом году среди выпускников одиннадцатых классов школ очень высок процент патриотично настроенных ребят, верящих в Россию». Так и хочется спросить - в какое именно место в России они верят? Имея скромный опыт путешествий по России могу сказать лишь, что эту страну нельзя удержать в воображении: от ноющих комарами границ с Норвегией до сахалинских снежных буранов, от бурятских родовых столбов до северного сияния. И чем дальше от Москвы, тем меньше патриотизма. А верить в Россию, по-моему, всё равно, что верить в Евразию или в планету Земля - это абсолютно бесполезно. Россию нужно просто видеть. Смешны те люди, которые умозрительно представляют себе нетронутые резервы нашей страны цветными пятнами на карте, тогда как самый нетронутый и главный резерв России это народ - сиротливый сейчас как никогда, терпящий молчаливо любую непогоду. Без этого народа - России не будет и вся её культура станет красивыми одеждами, надевая которые, другие страны будут выглядеть глупо и только цветисто, но никак не красиво, потому как одежды эти в пору только хозяину.
Вот основной конфликт, который меня волнует, вот куда должно углубиться кино своим всевидящим оком - в людей и в человека. И ни в коем случае не должно быть это патриотично, а чем более бесстрастно, тем больнее будет паршивому обывателю, который в очередной раз, сидя на своём месте «не при делах» упускает возможность построить достойную жизнь, лишённую разговоров об экономике и лживой стабилизации. Чтобы человек начал думать - он должен увидеть. В этом смысле я подозреваю, что кино как явление во всей своей сложности возникло, словно некий инстинкт самосохранения культуры и в отличие от музыки и живописи у кино больше шансов быть общенародным.
О, фильмы! наполненные «клюквой» веселья и пьянства, калинкой-малинкой и плясками «гоп-топ в три прихлопа» - не лгите уж вы. Даже веселье этого народа противоречиво наполнено печалью. Сколько песен звучащих в мажоре, весёлых и походных, а слова у них: «Напрасыно, напрасыно жона молодая утро и вечер на север глядит». Чтобы почувствовать эту страну и её дым нужно хорошенько мордой прижаться к земле и вдохнуть поглубже, так, чтобы скулы свело от боли и звёзды в глазах. Люди забыли что такое хлеб: молодец на «крузере» едет посреди поля, крюк срезает прямо по пшенице; у него в кармане хрустит, так он и не считает сколько батонов он обратно в землю отправил. Зато девушка с юношей идут по аллее на Поклонной горе, и она ему с восторгом: «Представляешь! Я сама посадила капусту, это я сама, в земле. И она растёт!» Это ли не конфликт? Рылом надо проехаться по земле, чтобы слёзы с почвой смешались и тогда из этих слёз, да на этой почве может что и появится. Глупо пастись на чужих шедеврах и пытаться научиться только у них, когда они в свою очередь учились у земли, месили грязь по дорогам, припадали и к мутным лужам и к чистым родникам, слушали каждый звук, вдыхали запах сирени с гарью пожаров...