мои двойные стандарты

Nov 16, 2013 13:24

Оригинал взят у kornienko_anna в мои двойные стандарты
Есть две категории сильно отличающихся друг от друга родителей и мое взаимодействие с такими родителями тоже разное. Интересно, как у вас, дорогие друзья, есть ли такая разница?
Первые: родители, которые считают наказание детей способом воспитания. Что шлепок - это не насилие, что лишение радости - это не подрыв безопасности ребенка, что обзывания и крики - это не обрушение детской картины мира.
Вторые: родители, которые понимают неправильность и неэффективность наказания, но не могут воплотить это понимание в жизнь - срываются в свою агрессию.
Есть конечно еще и третьи, которым удается воплощать систему воспитания детей из позиции заботливой альфы, и это здорово, что таких родителей становится все больше и больше. Сегодня речь больше пойдет о вторых родителях.  По отношению к первым мне кажется важно говорить о том, что наказание неправильно, а насилие недопустимо. Что-то вроде я пыталась сказать вот тут . А еще мне напомнили отличный пост модераторов сообщества psy-baby, напоминаю про него и вам. Говорить и надеяться на то, что они начнут сомневаться в своей позиции, сомневаться и искать информацию дальше.
А вот по отношению к тем родителям, которые пытаются перестать шлепать своих детей и кричать на них, у меня готова целая концепция помощи, ведь именно эти родители становятся клиентами психотерапевтов.

1.       Первым делом, таким родителям важно принять, что помощь им действительно нужна. Если вашему ребенку два года и больше, и вы не можете перестать на него кричать и шлепать, то справиться в одиночку с этой проблемой будет почти невозможно. Лучше не тянуть и обратиться за помощью, иногда бывает достаточно нескольких встреч, чтобы переориентировать свое поведение.
2.       Людмила Петрановская отлично написала о том, почему не стоит обвинять таких родителей - если вдруг кто не помнит вот ссылка . Я хочу добавить свои пять копеек. Те родители, которые обращаются за помощью к психотерапевтам, лучше всего умеют сами себя винить и стыдить за то, что они делают со своими детьми. Они винят себя регулярно и это не помогает им справиться со своими срывами. Обвинять таких родителей - это в общем-то заниматься наказанием, о котором мы с вами говорим, что оно неправильное.
3.       Знания о теории таким родителям тоже не всегда помогают. Иногда ко мне приходят родители, которые прочитали весь Интернет на эту тему и точно больше книг, чем успела прочитать я, и однако не могут преодолеть свои реакции.
Извечный вопрос - что же делать? Мне кажется, основной акцент в изменении понимания агрессии заключается в том, что агрессия - это крик о боли. Чем больше боли, тем больше крика и агрессии. Это понимание гениально сформулировано у Гордона Ньюфелда вот в таком выражении



Я в своей работе сталкиваюсь с тремя уровнями поражения такой болью.
Первый: это отсутствие навыка наблюдения за собой, за своими реакциями и навыка смешивания чувств. Агрессия уходит, если родитель способен почувствовать свою тщетность и оплакать ее. Тщетность может звучать, например, вот так - нет у меня достаточной помощи ни от мамы, ни от мужа и со многими вещами мне приходится справляться в одиночку. Но для многих из нас к тщетности нет доступа, потому что в нашей родительской семье была заблокирована возможность чувствовать уязвимость, это было слишком опасно для ребенка и тогда я говорю о
Втором уровне: жесткие установки, растущие из родительской семьи. Тут и «нужно быть сильным и справляться самому», и «проявить свою слабость - это подставиться и получить в ответ боль» и т.д. Как ни странно, но установки на запрет агрессии тоже не помогают ее остановить. Потому что, запрещая себе чувствовать свое раздражение, мы накапливаем его до такой степени, с которой справиться уже не в состоянии и происходит взрыв - то, что принято называть аффективным состоянием. Справиться с аффектом, находясь в нем, практически невозможно - нужно медленно и планомерно учиться ловить себя в точке до, а для этого сначала необходимо позволить себе ощущать свое раздражение и свою тщетность.
Если первый и второй уровни можно проработать достаточно быстро (до полугода в личной терапии) или на годовой терапевтической группе, то работа на третьем уровне - это как минимум пару лет регулярной личной терапии.
Третий уровень: травматическое событие или травма развития. О том, что это такое, как формируется ядро травматической реакции можно почитать в книге Питера Левина «Пробуждение тигра - исцеление от травмы». То, что интересует нас в теме работы со срывающимися родителями - это то, что их реакция накапливать раздражение до срыва, может быть жестко закреплена травматическими событиями детства. И тогда невозможно перестать это делать, пока травма не будет исцелена. И такими закрепленными реакциями может быть не только запрет на агрессию, может быть заблокирована способность к уязвимости (и тогда недоступно смешивание чувств), может быть заблокирована способность к сочувствию и сопереживанию  (что тоже мешает уравновешивать агрессию) и т.д. Что значит закрепленная реакция поясню на примере - если меня жестоко били в детстве мои родители и я спасалась тем, что ничего не чувствовала (ведь от моих злости, обиды, боли можно было просто сойти с ума), то теперь - когда я выросла - и меня начинают раздражать мои дети, я автоматически выключаю все свои чувства и тогда я просто не могу увидеть, что мои дети маленькие и все, что они делают, они просто пока еще не могут по-другому. Вырубив свои чувства я могу только мочить всех вокруг, потому что другого способа справиться со своим раздражением, кроме как выплеснуть его, у меня нет.
Здорово, что современная психотерапия вышла на тот уровень, когда разобраться со своими закрепленными реакциями становится «никогда не поздно» - девиз бодинамики, направления в телесной психотерапии. Это хороший способ остановить передачу травмы от поколения к поколению и наладить комфортную обстановку в своей семье. Чего желаю всем моим читателям!

дети, чувствую, психология, материнство

Previous post Next post
Up