Л.Н. Кекушев. Проект станции "Одинцово" Московско-Брестской железной дороги. 1898-1899 гг.

Dec 04, 2008 23:18


Моя статья для "СВ-журнала" http://www.odinews.ru/sv_mag/25626/index.php



Л.Н. Кекушев. Станция «Одинцово». Проект бокового фасада. 1898 г.

Весной 1896 года Москва гудела. В мае должна была состояться коронация императора Николая II, который, по традиции, приезжал из Петербурга в Москву, чтобы принять корону в Успенском соборе Московского Кремля. В Москве готовились грандиозные торжества и народное гулянье, но сначала нужно было достойно встретить императорский поезд на Брестском (ныне Белорусском) вокзале. Для этого популярному в среде состоятельных московских заказчиков архитектору Льву Кекушеву было поручено срочно построить Императорский павильон. В то время в архитектуре был моден псевдо-русский стиль богато украшенного русского терема - с резьбой, шатровой крышей и декоративными кокошниками. Демонстративно нескромный и очень затратный, он идеально соответствовал великодержавному русскому характеру. Стены и потолки Императорского павильона были обиты тиком стального цвета, фризы и потолок украшали золоченые орнаменты, мебель была исключительно французская - знак качества для того времени.

По русской традиции, в преддверии приезда высокого гостя Московское  железнодорожное ведомство в 1896 г. приняло решение облагородить облик небольших подмосковных станций по пути следования императорского поезда.  Как известно,  Николай II придавал особое значение развитию железных дорог. Среди прочих в зону внимания железнодорожного начальства попал небольшой пристанционный поселок Одинцово, в 20-ти верстах от Москвы. Одинцово было популярным дачным местом, к 1890 году в нем насчитывалось 125 дач. Поселок появился на этом месте после открытия участка Москва-Смоленск Московско-Смоленской железной дороги 20 сентября 1870 года. В ноябре 1871 г. железная дорога была продлена от Смоленска до Бреста и стала называется Московско-Брестской, став самой протяженной в стране - 1100 км. С постройкой железной дороги вблизи станции возникает поселок Одинцово, а одноименное село остается в стороне, ближе к Москве. Для встречи царского поезда на станции в 1896 г. возводится деревянный Царский павильон, спроектированный тогда еще начинающим, но впоследствии знаменитым московским архитектором Федором Шехтелем.



Ф. О. Шехтель. Деревянный Царский павильон на станции "Одинцово". 1896 г.

Деревянный павильон был временной мерой, к 1898 году было решено построить в Одинцово полноценное здание вокзала. Заказ на проектирование получил тот самый Лев Николаевич Кекушев, который в 1896 году строил роскошный павильон для встречи царской семьи на Брестском вокзале. Надо сказать, что выбор пал на Кекушева неслучайно. В 1888 году он закончил учебу в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге и все свои архитектурные проекты подписывал не иначе как «Гражданский инженер Л. Н. Кекушев». Профессиональная подготовка архитекторов в то время осуществлялась двумя основными школами - Институтом гражданских инженеров и Императорской академией художеств. Гражданские инженеры работали прежде всего как архитекторы-конструкторы, для их работы был характерен рациональный подход и глубокое знание конструкций, новых материалов и технологий. Став к концу 1890-х годов известным архитектором в среде московских купцов и промышленников, Кекушев проектировал не только частные особняки, но и различные инженерные сооружения. Начиная с 1898 г. он преподает в Московском инженерном училище ведомства путей сообщения и в том же году получает заказ на проектирование станции «Одинцово» Московско-Брестской железной дороги.



Л.Н. Кекушев. Проект станции "Одинцово". Боковой фасад, план и разрез. 1898 г.

Кекушев, зная о славе Одинцово как дачного поселка, изначально проектировал вокзал в виде похожего на особняк небольшого компактного здания с характерной для подмосковных дач конца XIX века башенкой (см. фото). Одновременно с проектом станции Кекушев работал над собственным особняком в Глазовском переулке, который был построен в 1899 г. и стал первым в Москве зданием в стиле модерн. Пожить в нем Кекушеву так и не удалось: промышленник А. Г. Лист, восхищённый постройкой, предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться. В этом здании проявились характерные особенности «кекушевского» модерна, которые можно увидеть и в проекте станции «Одинцово»: арочные окна, широкие оконные обрамления узнаваемой формы, глубокие карнизы на изящных металлических кронштейнах. Особенностью стиля Кекушева было использование архитектурных форм раннего европейского средневековья - стиля замков-крепостей, который отличают массивные гладкие стены без декоративной отделки и узкие оконные проёмы-бойницы. Если присмотреться, здание вокзала в проекте отдаленно напоминает приземистую крепость с башней.

Однако проект станции 1898 г. оказался не окончательным. В 1899 г. он был дополнен двухэтажным объемом, располагавшемся вдоль железнодорожных путей, из-за чего здание стало напоминать традиционный паровоз с дымовой трубой. В 1900 г. строительство станции «Одинцово» завершилось. На первом этаже традиционно располагались так называемые парадные комнаты для пассажиров 1-го и 2-го класса (аналог современного зала ожидания) и выход на платформу. Второй этаж был отведен под служебные помещения и хранение багажа. Вокзал был выстроен из красного кирпича, фасадные украшения были окрашены в белый цвет.

У Льва Николаевича была «фирменная» манера помечать свои постройки: на фасаде здания или в отделке интерьеров бросались в глаза скульптуры львов или их маски. Архитектор говорил: «Во-первых, это все-таки своего рода царь всех животных. Во-вторых, он являет собой символ грозного стража. А в-третьих, должен ведь я как-то помечать свою очередную работу. Вот и ставлю завуалированную подпись: Лев». Вероятно, этот знак был где-то в интерьерах одинцовского вокзала, которые к настоящему моменту не сохранились.



Л.Н. Кекушев. Особняк О. Листа (Кекушев продал его в 1900 г.) в Глазовском переулке.
1898-1899 гг.
Это первое московское здание в стиле модерн

На момент постройки станции «Одинцово» Л. Кекушеву было всего 38 лет, его профессиональная деятельность только начиналась. Помимо особняков и доходных домов Москвы в стиле модерн, которые входят в список охраняемого государством культурного наследия, имя Кекушева неотъемлемо от истории строительства гостиницы "Метрополь" - ключевого произведения московского модерна. В 1899 году был проведён международный конкурс на строительство отеля мирового уровня, каким должен был стать "Метрополь", Кекушев получил первую премию, хотя рассматривались по меньшей мере 20 проектов, считая лондонские и парижские. Однако по личному распоряжению Саввы Мамонтова, главного мецената и организатора строительства, подряд достаётся англичанину Вильяму Валькоту. После ареста Мамонтова за финансовые нарушения новые владельцы нанимают Кекушева завершить строительство. В течение 5-ти лет, что строился «Метрополь», Кекушев руководит работами и вносит существенные изменения в первоначальный проект.



В.Ф. Валькот, Л.Н. Кекушев. Гостиница "Метрополь". 1899-1905 гг.

Кроме «Метрополя» Лев Николаевич приложил руку к еще одному знаменитому московскому зданию - ресторану «Прага». С этим проектом связана занимательная история. В 1896 году некий купец Петр Семенович Тарарыкин выиграл двухэтажное арбатское здание на бильярде (левой рукой!). Оценив выгодное расположение здания на пересечении двух центральных московских улиц, он решил вложить средства в капитальную реконструкцию неприглядного трактира «Прага», располагавшегося на первом этаже. Его посетителями были в основном извозчики с Арбатской площади, которые без нежностей называли его "Брагой". Купец поручил строительство Л. Кекушеву и к 1906 году архитектор надстроил и расширил здание «Праги», сделал новый вход и сделал принципиально новое внутреннее пространство. Вместо огромного, ярко освещенного помещения, заставленного десятками столиков, появились зимний сад и пятнадцать отдельных залов и кабинетов, оформленных в разных стилях.



Арбатская площадь. Справа - старое здание "Праги" до перестройки Л. Кекушева



Л.Н Кекушев. Здание ресторана "Прага". 1906 г.

Будучи по природе предпринимателем, Лев Николаевич к нач. 1900-х гг. имел немалое состояние. Он построил в Москве два доходных дома - в Варсонофьевском переулке и на Остоженке, где сдавал квартиры внаем. В то время арендовать квартиру в доходном доме было самым распространенным способом жить в Москве, ведь только очень состоятельные люди могли построить себе собственный дом. А Кекушев построил, и не где-нибудь, а на Остоженке, которая и тогда и сейчас считается одной из самых привилегированных улиц Москвы. Интересно, что дома на Остоженке Лев Николаевич оставил своей жене Анне Ионовне после развода. Обстоятельства развода, как впрочем и многие другие факты жизни Льва Николаевича, неизвестны.

Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в целом пришелся на 1900-1903 гг. Несмотря на столь короткий срок, модерн изменил исторический облик Москвы. Сейчас сохранившиеся дома в стиле модерн реконструируют и превращают в элитное жилье. Неудивительно, что после унылых серых зданий стандартной московской застройки люди хотят жить в действительно красивом доме. Эпоха модерна стремилась сблизить искусство и жизнь, сделать обыденное красивым. Это была своего рода великая иллюзия того, что красота действительно может спасти мир. И пусть сейчас мы живем в типовых квартирах разной степени комфортности, всегда можно дойти до станции, посмотреть на здание вокзала и вспомнить о том, что благодаря «гражданскому инженеру Л.Н. Кекушеву» у нас есть первое в Подмосковье здание в стиле модерн.



Л.Н. Кекушев. Нач. 1900-х гг.

Одинцово, art, Кекушев, краеведение, статьи

Previous post Next post
Up