Недавно прочитал
прекрасную историю: был портрет начала XX века, на котором изображен неизвестно кто. Ну как неизвестно - в смысле, художник не подписал. А так-то вроде бы великая актриса Яблочкова. Очень похожа. Но доказательств - никаких. И вот, чтобы подтвердить личность портретируемой, обратились к судмедэкспертам экспертам-криминалистам: выдали им фотографии Яблочковой и тот самый портрет. Эксперты покумекали-покумекали и вынесли свое экспертное мнение: не извольте сумлеваться, Яблочкова и есть. Все точно изобразил художник.
Потому что художник был настоящий, Валентин Серов. А был бы на его месте какой-нибудь, прости Господи, Кандинский или другой малевич - никакая экспертиза бы не помогла. Впрочем, там и в голову бы не пришло никому, что это может быть живой человек изображен...
Я это все к чему: мы нынче после праздничной службы всем семейством добрались в Русский музей на выставку «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Успели-таки: выставка завтра закрывается. Помимо собственно Семирадского - Риццони, Павел Чистяков, Сведомский, Бронников, чуть-чуть Поленова, немного Верещагина и еще другие, всех не упомню. Часть, конечно, знакомых картин, часть - совсем новых для меня (я, например, никогда раньше не видел сепии Семирадского «Страшный суд (Сошествие во ад)», «Гибель Содома и Гоморры» и «Избиение младенцев»). Центральное место, как я и предполагал - «Христос у Марфы и Марии». Семирадский прекрасен. Меня восхищает, как он набрасывает на сцену этакую вуаль - ажурную тень просвечивающей листвы. Вообще игра с ярким солнечным светом и легкой тенью придает совершенно особое неизъяснимое очарование «итальянским картинам».
Кратко еще о том, что особенно запомнилось. Очень интересное полотно «Раскопки (Нивелировка окрестностей Рима для постройки новых кварталов)» - сразу видно, что скоро все «раскопают» подчистую... Замечательные портреты девочки по имени Джованнина (Чистяков и, похоже, Верещагин тоже ее писал).
А вот картина «Иоанн Богослов проповедует на острове Патмос во время вакханалии» на меня произвела странное впечатление - как будто изображение «отфотошоплено», уж очень гладкое все.
Еще было несколько небольших работ, я их даже пытался фотографировать, но на телефон ничего не получилось. Одна почти квадратная и с котиками: этакий инстаграм XIX века :)
А младшей дочке запомнилось страшная картина, где тигр девушку есть собирается - «Цезарская забава» Поленова.
В общем, ежели кто пропустил - завтра еще есть шанс попасть.