Державная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в день отречения Царя-Мученика Николая Александровича от Престола. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в тот день в селе Коломенском под Москвой произошло явление новой иконы Божией Матери, названной „Державной“, т.к. Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.
Оригинал иконы из Казанской церкви села Коломенское
Условия, при которых явилась святая икона, были следующие. Одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля.
13-го Андрианова слышала таинственный голос: Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся».
Сильное впечатление произвело на Андрианову это таинственное сообщение и, как женщину религиозную, побудило ее к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией.
Как бы в ответ на усердную молитву, 26-го февраля Андриановой снится белая церковь; и в ней величественно восседает Женщина, в которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика.
Не имея возможности забыть и отрешиться от своих сновидений, Андрианова решается идти в село Коломенское, чтобы успокоить себя. 2-го марта, пред исполнением христианского долга исповеди и св. причащения, она отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское.
При виде дивной Вознесенской церкви Евдокия Андрианова сразу же узнала в ней ту самую церковь, которую она видела во сне.
Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, до Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери, как
Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках (царскими регалиями).
На коленях находился благословляющий Богомладенец.
Необычайно для лика Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами.
Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.
Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола 2-го марта 1917 г. быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.
Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом она возвращена не была, и о ней в монастыре забыли.
Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами.
Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-Мученика Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском селе),- мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны.Потому и строг, и суров, и скорбен взгляд Ее дивных очей, наполненных слезами гнева Божественной и Материнской любви, потому и пропитана мученической русской кровью Ее царская порфира и алмазные слезы русских истинных мучеников украшают Ее корону.
Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния Русский народ будет прощен, и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?
С радостным страхом и покаянным трепетом начал народ Русский молиться перед «Державной» иконой Божией Матери по всей России, а сама икона в безчисленных копиях стала украшать все русские храмы. Появился дивный акафист и канон этой иконе, составленный с участием патриарха Тихона, слушая который вся церковь падала на колени.
Прошло несколько лет - и жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы, молившихся пред ее копиями по всей России. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы и канона,[«Служба и акафист ей, сообщается в Богослужебной Менее, - составлены с участием Патриарха Тихона (+ 1925);
иная Служба составлена Владимиром Васильевичем Богородицким» [Архиеп. Антоний (Ркдицкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. IV. Нью-Йорк. 1958. С. 44]. - Сост.]а сами иконы изъяты из всех церквей. <...>
В Акафисте иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния»
Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона Богородицы возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
В тоже время есть сведения, что местонахождение подлинника иконы неизвестно, а в Коломенском находится ее копия. События последнего времени заставляют вспомнить слова митрополита Серафима (Чичагова, 1856 - 1937); «Но росли наши грехи и беззакония. Божия Матерь отступила от нас, и скрылись Святыя чудотворныя иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от Святыя чудотворныя иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что такое время будет, и мы до него доживем». [О. Сергий Булгаков. Из «Дневника» // «Вестник РХД». N 129. 1979. C. 271]
После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих.
Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший “Державную” и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.
В 1995 г. возрождение взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.
Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в своем стихотворении С. Бехтеев:
Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю».
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.
1934 г.
После объединения Русской Церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.
Проф. И. М. Андреев (1951): «О явлении Державной Иконы Божией Матери (по личным воспоминаниям)»
Вскоре после трагического отречения Государя Императора Николая Александровича от Престола, которое произошло 2-го марта 1917 г., всю Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой (в 6 верстах от Даниловской заставы) произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державной», т.к. Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.
Пораженный этим известием, в начале лета 1917 года я решил отправиться в Москву и попытаться пробраться в село Коломенское, чтобы поклониться новоявленной иконе и лично узнать обстоятельства ее явления.
Господь помог мне осуществить мое намерение, хотя подобные паломничества в то время были чрезвычайно затруднительны. Одна добрая знакомая, раба Божия Мария (научная сотрудница Московского университета, большая специалистка по старинной русской иконописи), проживавшая постоянно в Москве и уже успевшая побывать в селе Коломенском,- взялась помочь мне, и мы вдвоем с ней отправились в путешествие. От Москвы до села Коломенского мы прошли пешком. Пришли к священнику Вознесенской церкви села Коломенского о. Николаю. Он нас встретил очень приветливо и ласково, накормил, показал свои многочисленные домашние иконы и рассказал… (историю обретения иконы).
Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола 2-го марта 1917 г. быстро понеслась по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви села Коломенского только на воскресные и праздничные дни. Мы с рабой Божией Марией пришли поклониться иконе именно в воскресенье.
После своего рассказа о. Николай повел нас в церковь. При входе в храм я сразу же заметил направо около клироса большую (мне показалось даже огромную), узкую темную икону. Царица Небесная была изображена как Царица земная, восседающая на царском троне, в темно-красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами.
В трепете и страхе, с мольбой о прощении, упал я ниц и после троекратного земного поклона приложился к иконе. Долго, молча, сосредоточенно, внимательно, с сердцем, захлебывающимся от горьких слез покаяния и сладких слез умиления и благодарности, смотрел я на дивную икону, овеянную духовным благоуханием святости и тонким физическим запахом розового масла.
Мы с рабой Божией Марией словно окаменели: молча вышли из храма, молча, со слезами поблагодарили священника и молча пешком отправились в Москву...
Через несколько недель мне вторично удалось побывать в селе Коломенском и я был глубоко потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась,["… Это мне объясняет, - писала по поводу опубликованных воспоминаний И.М. Андреева госпожа Е.Б. - отчего первое изображение Державной иконы, привезенное г-жей Ратьковой-Рожновой в Париж, было темное, с суровым выражением лика, а затем все присланные из Москвы (Петровского монастыря) и из Одессы, а также и одно переданное мне в Берлине приехавшей туда М-ше Е. Никольской из России, духовной дочери старца Нектария Оптинского, все были светлые и не суровые, и все одинакового изображения, а у темного - наверху, вместо Бога Отца в облаках, Спаситель, с темной бородой, а на присланных из России - Бог Отец. Затем на точном изображении иконы Спаситель-Младенец, сидящий на коленях Божией Матери, благословляет левую сторону, а не прямо, как написано на изображении, которое на акафисте, изданном в Вашем (Свято-Троицком в Джорданвилле - Сост.) монастыре - это неправильно, и здесь, в Сан Франциско в женской обители у мат. Аркадии тоже правильное изображение - благословляющее левую сторону..." На иконе Державной в крипте св. прав. Иоанна Кронштадтского Иоановского монастыря на Карповке (С.-Петербург) наверху в облаках - изображение Пресвятой Троицы. - Сост.]стала светлой, ясной и… «красной», т.к. особенно ярко стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.