Dec 30, 2012 22:22
ПРАЗДНИК НОВЫЙ ГОД И ПОСТ.
Богатая на резкие перемены история России привела к тому, что светская жизнь русского человека может оказаться противопоставлена его духовной православной жизни. Одним из таких примеров является светский праздник Нового года, который приходится на самый строгий период Рождественского (Филиппова) поста, который длится с 28 ноября по 6 января.
Такому противоречивому положению вещей православные обязаны нескольким политическим решениям, перевернувшим жизнь русских людей. Во первых, это введение зимнего празднования Нового года с 31 декабря на 1 января на европейский "манир" Царем Петром на 1700 год. Вернувшись из "Великого посольства" Царь Петр стал вводить многие европейские обычия в русской жизни - в том числе и новые праздники. До Петра Новый год на Руси начинался с 1 сентября, а день 1 января считался языческим праздником, который не приветствовался русской православной церковью. В 1699 году справив новый год по старому обычаю в сентябре, царь Петр издал 19 декабря указ, согласно которому новый год начинался с 1 января, а летоисчисление велось не по старому - от «сотворения мира», а по-европейски - от Рождества Христова. Так 7208 год стал годом 1700-м.
Второй исторический переворот в русской жизни произошел после октября 1917 года, когда большевистская диктатура ввела новый стиль по григорианскому календарю, заменив старое юлинское летоисчесление в России. Однако, Русская Православная Церковь не пошла за большевиками и не стала вводить новый календарь. (Многие другие православные церкви перешли на новое летоисчисление). Вместе с Русской Православной Церковью, старый стиль летоисчисления сохранили Иерусалимская, Югославская, Грузинская и Сербская Православные Церкви. И это не случайно. Именно на старом стиле, освященном на Вселенских Соборах, лежит благоволение Божие. Только по старому стилю, в Великую субботу, перед Пасхой, совершается великое чудо, в этот день, по молитвам Патриарха Иерусалимского, нисходит на Гробе Господнем на землю Благодатный Огонь.
Таким образом и получилось, что древнеязыческий и ныне светский праздник встречи Нового года приходится на последнюю седьмицу Рождественского поста. Надо сказать, что день праздника Рождества Христова был выбран людьми. В Евангелиях день рождения Христа никак не указан. Дело в том, что первые христиане были евреями и не отмечали дни рождения и Рождество соответсвенно. По иудейскому вероучению рождение человека лишь «начало скорбей и болей». Поэтому никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками.
По решению отцов христианской Церкви было решено праздновать Рождество Христово в древний языческий праздник зимнего солнцестояния или в день рождения солнца. Первое упоминание 25 декабря, как даты Рождества содержится в римском альманахе середины IV в.
КАК ВСТРЕЧАТЬ НОВЫЙ ГОД 2012 ВО ВРЕМЯ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА, НЕ ОБИДЕВ ДОМАШНИХ И ДРУЗЕЙ, И ПРИ ЭТОМ НЕ СОГРЕШИВ?
Можно приготовить рыбные блюда, овощные салаты на растительном масле и выпить шампанского с совершенно чистой совестью. А 2 января уже придется воздержаться - в этот день положено уже только сыроядение, то есть хлеб, соль и вода, а также сырые овощи и фрукты, сухие фрукты (изюм, курага, инжир, финики), мёд, орехи.
Что же делать, если домашние готовят мясную пишу, закупают алкогольные напитки и готовятся к большому разгуляю в Новый год? Тут каждый правславный должен принимать решение сам за себя ибо сказано было: Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. (Рим. 14:5) Праведные духовные отцы на вопрос о том как нужно встрчать Новый год отвечали так: "Встречай так, чтобы на утроможно было причаститься".
Если вы намерены строго соблюдать пост не только за столом, но и в душе, то лучший вариант для вас - будет встретить Новый год в молитве в Храме. Еще Петр I приказал во всех храмах на 1 января проводить специальные новогодние богослужения.
Грех не в самом празднике Нового года. Грех может быть в том, как вы будете праздновать. Если вы будете праздновать Новый год дома, то самым большим грехом, который вы можете совершить - будет совершенно отделить и возвысить себя над "грешными" мясоедами. Это будет не доблесть - а прелесть в собственной гордыне. Если вы хотите поступить правильно - просто приготовьте для себя те постные блюда (в этот раз можно овощи и рыбу), которые вы будете есть и не акцентируйте на том, что вы едите, внимание своих родственников и друзей. Также подготвьте себе напитки (вино, шампанское и /или фруктовые соки, фруктовые воды). И никого не осуждайте за столом. Ибо сказано было: Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. (Рим. 14:6)
Решать есть или не есть оливье - исключительно ваше собственное решение, где голос Духа Святаго в виде вашей совести подскажет вам как поступить правильно. Худшее, что можно сделать - это пойти против своих убеждений: Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что' избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. (Рим. 14:22-23)
Что можно богоугодного сделать при праздновании Нового года?
Кроме того, чтобы не совершить "обычных" для праздников грехов, расскажите детям, что новогодняя елка - на самом деле Рождественская елка, что звезда на ее верхушке вовсе не кремлевская, а Вифлиемская и подарки под елкой - это память дарам Волхвов.
Перед Новым годом прочтите для всех НОВОГОДНЮЮ МОЛИТВУ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО:
Мы вступали в этот год, как вступают в безбрежную снежную равнину: ни одного пятна, ни одного следа, все было белоснежно чисто. А когда оглядываемся, то видим, что много, много мы проложили кривых путей. И в этом мы должны каяться перед Богом, - но каяться творчески: не только сожалеть о том, что было неладного, а научившись, вступить в новый год с новой мудростью, с новым пониманием.
Но кроме этого - сколько было светлого, доброго в истекшем году, сколько доброго нам дали люди, сколько доброго нам сделал Бог! И перед тем, как вступить в новый год, поблагодарим и Бога, и людей, благословим тех, через которых пришло к нам столько светлого, доброго в жизни. Плод жизни, в конечном итоге, - только любовь и благодарность, радость и смирение. Почерпнем же из прошлого года всю благодарность, какую мы только можем из него извлечь, благодарность добрым, ласковым людям, которые к нам были милостивы, и благодарность Богу, и с этим вступим и в новый год.
Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное - потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое - чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.
Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас - во всем мире - любовь, свет, радость.
Аминь.
пост,
праздники,
новый год