...с выставки

Sep 10, 2015 23:07

Сегодня я успела вскочить в последний вагон уходящего поезда… Последний день работы выставки «Театральный костюм на рубеже веков. 1990-2015» в Театральном музее им. Бахрушина в Москве. Думала, не будет никого, но ошиблась - в дневное время по закоулкам выставки ходило человек 10-15. Закоулки - не случайное слово. Выставка в основном здании музея выстроена в виде лабиринта, который ведёт по истории театральных костюмов разных стран, выстроенных в алфавитном порядке. Правда, порядок этот немного странный. Никто мне не смог сказать, где же нужно начинать осмотр. А на поверку получилось так, что стенд с введением в выставку размещён в зале с буквой «Р» (ну, Россия, понятно). Но почти всех сначала посылают в бывший каретный сарай, где никакого алфавита не соблюдается, но там, на мой взгляд, всё самое интересное.

Дело в том, что натуральных костюмов, как экспонатов, не так уж и много для такой огромной выставки. Основная экспозиция - это распечатанные на пенокартоне фотографии эскизов художников и сцен из спектаклей. И если со вторым всё понятно, то эскизы я предпочла бы видеть в натуральном виде. И вот они-то всё-таки существуют, но в том самом каретном сарае, где в середине установлен ещё и подиум с манекенами, одетыми в костюмы.

Почему я хочу эскизы в натуральном виде? Потому что они передают те усилия, которые прикладывал художник к их исполнению. Видно всё: способ, каким эскиз делался - кто-то рисует красками, кто-то использует перо и карандаш, кто-то делает аппликацию - всё это мне очень интересно. К некоторым эскизам прикрепляются кусочки материалов для подбора тканей. Другие - просто настоящие картины, которые украсят любой дом. Как, например, работы на тему Венецианского карнавала украинского художника Андрея Потеряйло - Mancino. Кстати, мне ещё очень понравились эскизы китайских художников.







Удивляла меня разрозненность экспонатов. Некоторые эскизы из каретного сарая дублировались фотографиями в основной экспозиции, а иногда там попадался и «живой» костюм, виденный на эскизе в «сарае». Такая вот игра во «вспомни меня», и это несколько утомительно.

И вот понравилась мне вовсе не юбка из бананов, растиражированная в качестве рекламы к выставке. Фантастически, великолепно сделаны мужской и женский костюмы на тему спектакля «Адриенна Лекуврер» из Московского драматического театра им. Пушкина (художник В.Севрюкова). Они из мятого крафта, отделаны тканью, сеткой, наклеенными узорами а ля декупаж. Скорее всего, это выставочные экспонаты, а не реальные костюмы из спектакля, но они так хороши!








Вообще, фантазия художников по костюмам часто превосходит идеи самых продвинутых  кутюрье - ведь в театре возможно всё! Многие костюмы сделаны из «ничего» - из крашеной мешковины и сшитых лент - но сделаны так, что хочется всё внимательно разглядывать. И я представляю, как это смотрится из зала! Над некоторыми костюмами пришлось потрудиться, видимо, не только портным, но и слесарям - металл, болты и трубки - вряд ли подходящий материал для швейной машинки и иголки. Очень часто художники используют натуральную кожу - плотную, которая хорошо держит форму. Вес такого костюма, наверное, сильно ощутим. И, конечно же, идут в ход современные материалы - целлофан, пластик, резина, винил.

Безусловно, костюмы, отражают замысел режиссера, но они также передают и  национальные эстетические установки. К удивлению, мне мало понравились работы голландцев - видеть на сцене человека в виде куска мяса или сплошь грязную рванину было бы неприятно. Некоторые художники эксплуатируют тему секса и наготы, часто превращая костюм в объект фетишизма, что тоже не всегда красиво. По фото трудно судить о спектакле, но вопрос в том, насколько оправдана такая провокация. Не оттягивает ли костюм внимание зрителей на себя в ущерб самой пьесе, постановке и игре актёров?

Что же по нашему балетному ведомству, то, к сожалению, костюмов для балетов и танцевальных постановок было не так много. Традиционная пачка и колет из австралийской «Спящей красавицы» (хотя я знаю, что в Австралийском балете есть изумительные образцы костюмного творчества), несколько объектов из современных спектаклей… И еще классные эскизы Эдуардо Сиканго к балету «Зодиак» Стентона Уэлча для Houston Ballet.





К сожалению, я не могу проиллюстрировать всё, о чём написала, т.к. снимать на выставке можно, но нужно, как оказалось, купить на это отдельный билет, против чего я протестую. А каталог за 1000 руб. был так неинтересно сделан, с очень маленькими картинками, что смысла его покупать для меня не было.

выставки, театр, костюм театра и кино

Previous post Next post
Up