В Академии Русского Балета им. А.Я. Вагановой, как оказалось, учат не только классическому танцу. Есть там магистерская программа
«Хореографическое искусство. Художественные практики современного танца». Чтобы поступить на неё, не обязательно быть танцовщиком или хореографом, но нужно иметь оконченное высшее образование. Учат там многому и серьёзно. В конце второго года студенты защищают диссертации - как теоретически, так и практически. Темы некоторых магистерских работ весьма заковыристы. Например, «Особенности понимания времени художественного процесса у современных хореографов» или «Сравнительный анализ методов работы с телесностью в новейших хореографических практиках». Выпускники программы их уже защитили и приехали в Культурный центр ЗИЛ, чтобы познакомить москвичей со своими практическими работами. 6 и 7 июня тут представляли проект VaganOFF & ko - сценические показы предварялись пояснительно-образовательными лекциями кураторов программы Татьяны Гордеевой и Нины Гастевой.
Так получилась, что узнала я об этом только 6 вечером, когда первые показы начались. Побывав на второй части - 7-го, я пожалела, что не посмотрела всё. Надо сказать, что увиденное мало имело общего с танцем в нашем понимании. Это были перформансы, лишь в половине которых были продуманные телодвижения.
Мне достались четыре работы. Первая под названием «Привет!» как раз и была диалогом на тему, что такое хореография, танец, хореограф и т.п. И может ли юрист, а автором работы являлась Мария Шешукова, юрист по образованию, через два года стать хореографом или скорее танцперформером (и ещё каким-то другим умным словом, которое я уже забыла). В общем, в этой работе не было танца, даже движений - минимум. И, на мой взгляд, она была самой скучной, хотя кто-то смеялся. А мне было не смешно слушать, как второй юрист, ассистировавший Маше, сидя напротив, пытался вымучить ответ на вопрос «Что такое танец? Я сейчас танцую?».
Но, надо отдать должное участникам проекта - юмор в их работах всё-таки присутствовал. Три магистрантки (Марина Шамова, Юлия Вороновская и Юлия Долгова) представили как раз такую работу под названием Explanation. Босые, одетые в плащи, они двигались по сцене в разных направлениях, иногда выполняя синхронные движения. Но смешными были как раз сольные выступления и, к тому же, вербальные. Что будет с человеком, если он лишится части головного мозга? Случаи реальные и вымышленные, ссылки на Витггенштейна и Корбена Далласа (ха-ха!), а еще рассказ о делении белого плоского червя ламинарии по имени Павел, часть которого выросла в полноценного червя, а вторая не доросла… Да, это был театр.
Бессловесными были два других номера. Коротенький, обыгрывающий тему «Рутина», в котором Тая Савина изображала монотонные механистические движения то ли человека, то ли автомата. И номер, который я бы назвала «Смех и слёзы». На самом деле эта работа Елизаветы Тарабановой называлась «Look». В программке было сказано: «Темой к работе стало авторское понимание культуры хипстера, которая сейчас достаточно актуальна: «Без лука - ты никто!!!»
В Москве на Большой Дмитровке было такое кафе «Look in», когда оно открылось, на всех столиках в стаканчиках-горшочках стояли луковицы. Вот примерно из этой оперы и был номер. По сцене рассыпали штук 60 луковиц, а исполнительница с разноцветными волосами, тщательно расстелив газетки вокруг себя, стала резать одну луковицу за другой. Где-то на пятой у неё из глаз потекли слёзы. Чтобы их смыть, она лицом падала в миску с водой, а затем продолжала резать лук дальше. Оценив юмор, с которым автор подошла к теме, я с ужасом стала себе представлять, как она будет резать все луковицы на сцене. В голове роились вопросы. Куда денут весь этот порезанный лук? Сколько времени пройдёт, пока луковый аромат дойдет до зрителей, и мы все сольемся в одном дружном плаче по хипстерам, у которых его не осталось? Но где-то на двенадцатой луковице всё закончилось, свет погас, и мы вздохнули с облегчением… Пахло настоящим перформансом.