Чуковщина (продолжение)

Dec 19, 2012 22:08


Итак, возвращаюсь к вчерашней презентации «Мойдодыра». В ней принимали участие Ефрем Подгайц - автор музыки, Юрий Смекалов из Мариинки - хореограф-постановщик, он же - автор либретто, Сергей Филин - худрук балета БТ, Катерина Новикова - пресс-секретарь БТ, Павел Крючков - сотрудник музея К.Чуковского и.. Алексей Богорад ­ дирижёр постановщик в оркестровой яме (он в тот раз не только дирижировал, но и сказал пару слов).




Сначала Филин рассказал предысторию постановки: когда в 2011 году он стал худруком и составил уже свой перспективный план работы, его вызвал к себе гендир Иксанов и наказал не забывать о том, что Большой собирался ставить детский балет «Мойдодыр», музыку к которому написал Подгайц, выигравший в конкурсе, а потому он и будет звонить Филину. «Я только тогда понял, что такое Подгайц, - сказал худрук. - Он мне звонил часто, иногда я не отвечал, а он продолжал писать электронные письма на имя Генерального директора. Как-то он снова позвонил и сказал: «Ну давайте все-таки поставим балет для детей», и я подумал: «А может правда…» Вот тогда-то г-н Филин наконец-то прикоснулся к куче бумаг, лежащих на его столе с момента его прихода. Чтобы ставить балет, нужен хореограф. Свой выбор Филин остановил на Юрие Смекалове: «Это единственный человек, которого я хотел видеть в нашей совместной работе». Он ему позвонил и спросил, не хочет ли Юрий поставить в Большом балет «Мойдодыр». После паузы: «Это какой-то подвох?» - «Нет, это не подвох, это - «Мойдодыр». Смекалов послушал музыку и спросил: «Можно ли чуть-чуть переписать музыку?». Этот вопрос естественным путём был переадресован Ефрему Подгайцу, который согласился.

Со сцены он рассказал свою историю создания «Мойдодыра», которая берёт начало аж в 1989 году, когда появилась идея написать балет. Тогда же планировалось создать театр детского балета, где бы танцевали дети. Балет так и не был осуществлён, а в 2007 году Большой театр объявил конкурс на музыку к детскому балету и опере. Он был анонимным, и в нём как раз и победила та самая партитура «Мойдодыра». Но в Большом театре всё так быстро не делается, и взяв партитуру, ставить балет не спешили, хотя и уверяли Подгайца, что Большой театр все свои обязательства перед ним выполнит. И вот наконец-то это случилось - колёсики завертелись. На это ушло полтора года, из которых год заняла переписка по е-мейлу и переговоры по скайпу с хореографом. За это время либретто было создано новое, т.к. сказка-стишок Чуковского всё-таки маловат, чтобы потянуть на полновесный балет. В балете появилось много новых персонажей, для которых пришлось дописывать музыку. Так появился, например, Трубочист, которого, по представлению композитора, должен озвучивать тенор-саксофон. А за некоторых Подгайцу пришлось почти сражаться, и он отстоял, например, Кошечку, которая в итоге превратилась в Котобёнка - об этом кратенько потом сказал сам Смекалов.

К сожалению, времени-то оставалось уже не так много, а надо было ещё показать пару сцен, поэтому Смекалову много рассказывать не пришлось. Хотя он сказал, что подошёл к работе очень серьёзно и даже консультировался с детскими психологами, чтобы не создать что-то такое, что будет пугать детей или заставит их скучать. Ведь балет-то предназначен детям от 6 лет. «Мне важно, чтобы в каждом из нас, из вас, отреагировал тот ребёнок, который в вас живёт», - добавил он, сказав, что на всю эту историю сам смотрел глазами мальчика, который вырос на стихах Чуковского, а «Мойдодыр» - любимая сказка его дочки. Что касается таких персонажей, как Котобёнок, Крокодядя, Солдачисты - то они появились после того, как Юрий прочитал книгу Чуковского «От двух до пяти» о детской душе и психологии, о том, как они общаются. Он и три состава-то подбирал не просто так, а чтобы артисты подходили друг к другу по «психофизике». Всего же в балете занято 90 артистов балета, для которых создано около 140 костюмов.


Костюмы эти действительно замечательные - нам показали великолепно выполненные эскизы, а потом мы смогли увидеть часть из них, уже воплощённых в реальность. И надо сказать, что сделано это было мастерски. Не зря Смекалов пригласил для этой работы Андрея Сивбо, который был ассистентом Михаила Шимякина, когда тот ставил в Маринке «Щелкунчик» и «Волшебный орех», и знает, как создать самые фантастические костюмы, в которых будет удобно двигаться. Вы, вот, можете себе представить, двигающуюся подушку в человеческий рост, чтобы это было не пародией, а выглядело совершенно реально? В «Мойдодыре» увидите, как и танцующие совок с веником, разбитые чашки и т.д. Поскольку живьём мы видели совсем не много, а эскизов было намного больше, то я в предвкушении этого костюмного пиршества. Дети, сидевшие в зале, просто хохотали - это я слышала. Но, наверное, они сидели ещё и с открытыми от удивления ртами.
Балет открывается сценой в Таврическом саду - вся атмосфера, по задумке постановщиков, должна напоминать о временах Чуковского 30-х годов, когда в саду могли гулять Анна Ахматова, Илья Репин и т.д. Вот будет чем заняться, если вдруг станет скучновато - изучением персонажей - там их много, даже девушка-спортсменка с веслом. Второй отрывок представлял картину «Комнаты Замарашки», жаль, что до Мойдодыра дело не дошло - вот и не знаю, как же он будет выглядеть. Интрига. Помимо красочных расписных декораций используется ещё и мультимедийная проекция. Кстати, в балете немного поют и иногда почитывают стихи.

В финале говорильной части сотрудник музея Чуковского рассказал, что в этом году у «Мойдодыра» день рождения - ему исполнилось 90 лет, что Чуковский, когда выпускали книгу, заменил во фразу «Боже, боже, что случилось? Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом?» слова «Боже, боже» на «Что такое?». Он рассказал, что было время, когда детские стихи Чуковского запрещали, обвиняя их в самых страшных грехах, а в ходу был воинствующий термин «чуковщина».

"Мойдодыр", Смекалов, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Филин

Previous post Next post
Up