25 февраля. Эх, как бы рассказать про то, что было? Впечатления от «Болта» неоднозначные. Я даже не могу точно сказать, понравилось мне или нет. Наверное, так - что-то понравилось, что-то нет.
Однозначно понравилась сценография Семёна Пастуха, умудрившегося без социалистических пошлостей создать заводской мир, который без особых сложностей и томления публики быстро превращался в «пивную». Пивную поставила в кавычки, потому как, когда на сцене началось перемещение декораций, заводской цех превратился в какое-то фантастическое кафе «Седьмая галактика». Даже роботы-сварщики пригодились - откатившись в стороны, они стали элементами интерьера, украшенные световым «горохом» - сквозь их «дырявые тела» пробивались лучи света.
Художник постарался максимально использовать и «естественные» особенности сцены. На ней не было привычного задника и кулис, вместо этого можно было видеть открытую заднюю стену сцены, в которой есть дверь (на высоте примерно третьего этажа) с лесенкой. Когда в самом начале балета в «цех» выбегают работники на утреннюю зарядку, в эту дверь входит персонаж в белом костюме с рупором и с высоты «дирижирует» гимнастикой, словно радийный диктор. Такое начало веселит. Потом будет еще митинг по случаю запуска цеха, на котором отдельные товарищи, подходя к микрофону, выкрикивают социалистические лозунги типа «Пятилетку за четыре года!»
Забавно всё это, но я не представляю, что будет понятно иностранцам, а ведь балет хотят активно вывозить на гастроли. И ведь, наверное, только русский человек сможет оценить уборщиц с обычными совковыми вениками, которые продаются у нас на рынках. И то, что вся эта заводская махина работает ради того, чтобы засветилась огромная «лампочка Ильича» висящая под потолком цеха. А вот директор завода, весь в белом, включая шляпу, мне напомнил капиталистического «владельца заводов, газет, пароходов». Впрочем, это вовсе не претензия к костюму и образу. Меня это даже позабавило. Еще я почему-то подумала, сколько же метров красной ленточки пришлось закупить театру, чтобы каждый раз во время спектакля разрезать ее на «открытии цеха» - лента перетягивала портал сцены от одного стенки до другой.
То, что балет оказался все-таки 2-актным, хорошо. Ратманский сам говорил, что крупные формы его страшат, а, судя по этой постановке, ему гораздо лучше удаются групповые ансамблевые танцы, да к тому же под темпераментную музыку (а если еще и кордебалет вышколен!), чем лирические дуэты. Сольные вариации с юмористическим акцентом тоже «конёк» хореографа, поэтому Козельков - Геннадий Янин удостоился чуть ли не самых бурных аплодисментов. Понравились мне в своих вариациях Дениска Савин и Ивашка Морихиро. Танцы каждого передают характер персонажа. Кстати, актерский состав был подобран, на мой взгляд, очень удачно, особенно в части использования роста танцовщиков: Дениска высокий, а Ивашка маленький.
Поскучать мне пришлось в «пивной», пока все её обитатели вытанцовывали свои роли. Самыми замечательными (IMHO) там были Козельков и Фикус с Пачули - парочка каких-то старых дев лесбиянок, у которых и сумка-то была одна на двоих. А второй акт прошёл очень быстро. Я, правда, как-то не заметила тот самый болт, который нужно было подложить в станок, хотя в декорации был один здоровенный, светившийся полосками огней, но понять все-таки, тот это болт или нет, было трудно.
Завораживал завод, работающий самостоятельно, без участия людей. И вот, понимаете ли, какой-то паршивец, пацан - любитель яблок (а Дениске по роли пришлось и яблок поесть на сцене) и нелюбитель соцтруда, решил всё это поломать за то, что его выперли с завода. Пострадал за это хороший парень Ян (Годовский), попытавшийся предупредить катастрофу. Годовский был очень «правильным» пока дело не дошло до па-де-труа с Настей (Яценко) и Ивашкой. Па-де-труа выдалось отличным, после чего они все втроем улеглись спать.
Вот тут выплыли три пловчихи, представительницы «Динамо», «Спартака» и «Локомотива», три парохода неопознанных пароходств (костюмы такие были у трёх артистов), а потом водолаз Янин в ластах, маске и с миной. Мину эту пытался у него отнять Ивашка (всё дело происходило в его сне), но ему это не слишком удалось, и спасать положение пришлось пловчихам. А потом был парад - летчики, красноармейцы, самокатчики и буденовцы - все, словно облитые красной краской, летали, скакали и ездили на самокатах. Потом выползли четыре типа в блестящих костюмах химзащиты и противогазах. Тут я сильно пожалела ребят - как же им жарко должно было быть во всём этом! Воспользовавшись тем, что сидела я рядом с Галиной Соловьёвой, художницей по костюмам, я выспросила, из чего они были сделаны (из зала казалось, что все костюмы кожаные). Она ответила, что это хороший кожзаменитель, но проложенный синтепоном, а у типов в противогазах костюмы сшиты из клеенки, что-то типа винила, и тоже с синтепоном. Красиво, но жарко.
А потом Дениску эти самые красноармейцы расстреляли… Наверное, поэтому перед началом спектакля вместо обычного занавеса сцену закрывал экран со словом БОЛТ, написанным кровоточащей красной краской.
Апофеоз получился каким-то сумбурным и странным. Всё быстро закончилось, на сцену вынесли цветы - клумб не было, и даже Савину не досталось ни одного букетика, хотя он этого был достоин. Зал хлопал дружно, но только до тех пор, пока не закрылся занавес.