Болт. Премьера

Feb 26, 2005 17:29



25 февраля. Эх, как бы рассказать про то, что было? Впечатления от «Болта» неоднозначные. Я даже не могу точно сказать, понравилось мне или нет. Наверное, так - что-то понравилось, что-то нет.

Однозначно понравилась сценография Семёна Пастуха, умудрившегося без социалистических пошлостей создать заводской мир, который без особых сложностей и томления публики быстро превращался в «пивную». Пивную поставила в кавычки, потому как, когда на сцене началось перемещение декораций, заводской цех превратился в какое-то фантастическое кафе «Седьмая галактика». Даже роботы-сварщики пригодились - откатившись в стороны, они стали элементами интерьера, украшенные световым «горохом» - сквозь их «дырявые тела» пробивались лучи света.


Художник постарался максимально использовать и «естественные» особенности сцены. На ней не было привычного задника и кулис, вместо этого можно было видеть открытую заднюю стену сцены, в которой есть дверь (на высоте примерно третьего этажа) с лесенкой. Когда в самом начале балета в «цех» выбегают работники на утреннюю зарядку, в эту дверь входит персонаж в белом костюме с рупором и с высоты  «дирижирует» гимнастикой, словно радийный диктор. Такое начало веселит. Потом будет еще митинг по случаю запуска цеха, на котором отдельные товарищи, подходя к микрофону, выкрикивают социалистические лозунги типа «Пятилетку за четыре года!»

Забавно всё это, но я не представляю, что будет понятно иностранцам, а ведь балет хотят активно вывозить на гастроли. И ведь, наверное, только русский человек сможет оценить уборщиц с обычными совковыми вениками, которые продаются у нас на рынках. И то, что вся эта заводская махина работает ради того, чтобы засветилась огромная «лампочка Ильича» висящая под потолком цеха. А вот директор завода, весь в белом, включая шляпу, мне напомнил капиталистического «владельца заводов, газет, пароходов». Впрочем, это вовсе не претензия к костюму и образу. Меня это даже позабавило. Еще я почему-то подумала, сколько же метров красной ленточки пришлось закупить театру, чтобы каждый раз во время спектакля разрезать ее на «открытии цеха» - лента перетягивала портал сцены от одного стенки до другой.



То, что балет оказался все-таки 2-актным, хорошо. Ратманский сам говорил, что крупные формы его страшат, а, судя по этой постановке, ему гораздо лучше удаются групповые ансамблевые танцы, да к тому же под темпераментную музыку (а если еще и кордебалет вышколен!), чем лирические дуэты. Сольные вариации с юмористическим акцентом тоже «конёк» хореографа, поэтому Козельков - Геннадий Янин удостоился чуть ли не самых бурных аплодисментов. Понравились мне в своих вариациях Дениска Савин и Ивашка Морихиро. Танцы каждого передают характер персонажа. Кстати, актерский состав был подобран, на мой взгляд, очень удачно, особенно в части использования роста танцовщиков: Дениска высокий, а Ивашка маленький.

Поскучать мне пришлось в «пивной», пока все её обитатели вытанцовывали свои роли. Самыми замечательными (IMHO) там были Козельков и Фикус с Пачули - парочка каких-то старых дев лесбиянок, у которых и сумка-то была одна на двоих. А второй акт прошёл очень быстро. Я, правда, как-то не заметила тот самый болт, который нужно было подложить в станок, хотя в декорации был один здоровенный, светившийся полосками огней, но понять все-таки, тот это болт или нет, было трудно.

Завораживал завод, работающий самостоятельно, без участия людей. И вот, понимаете ли, какой-то паршивец, пацан - любитель яблок (а Дениске по роли пришлось и яблок поесть на сцене) и нелюбитель соцтруда, решил всё это поломать за то, что его выперли с завода. Пострадал за это хороший парень Ян (Годовский), попытавшийся предупредить катастрофу. Годовский был очень «правильным» пока дело не дошло до па-де-труа с Настей (Яценко) и Ивашкой. Па-де-труа выдалось отличным, после чего они все втроем улеглись спать.

Вот тут выплыли три пловчихи, представительницы «Динамо», «Спартака» и «Локомотива», три парохода неопознанных пароходств (костюмы такие были у трёх артистов), а потом водолаз Янин в ластах, маске и с миной. Мину эту пытался у него отнять Ивашка (всё дело происходило в его сне), но ему это не слишком удалось, и спасать положение пришлось пловчихам. А потом был парад - летчики, красноармейцы, самокатчики и буденовцы - все, словно облитые красной краской, летали, скакали и ездили на самокатах. Потом выползли четыре типа в блестящих костюмах химзащиты и противогазах. Тут я сильно пожалела ребят - как же им жарко должно было быть во всём этом! Воспользовавшись тем, что сидела я рядом с Галиной Соловьёвой, художницей по костюмам, я выспросила, из чего они были сделаны (из зала казалось, что все костюмы кожаные). Она ответила, что это хороший кожзаменитель, но проложенный синтепоном, а у типов в противогазах костюмы сшиты из клеенки, что-то типа винила, и тоже с синтепоном. Красиво, но жарко.


А потом Дениску эти самые красноармейцы расстреляли… Наверное, поэтому перед началом спектакля вместо обычного занавеса сцену закрывал экран со словом БОЛТ,  написанным кровоточащей красной краской.

Апофеоз получился каким-то сумбурным и странным. Всё быстро закончилось, на сцену вынесли цветы - клумб не было, и даже Савину не досталось ни одного букетика, хотя он этого был достоин. Зал хлопал дружно, но только до тех пор, пока не закрылся занавес.

Савин, "Болт", Янин, Годовский

Previous post Next post
Up