Шаста (14,179 футов = 4322 m) - придворная гора, 5 часов езды от дома, традиционное открытие сезона. Правда, недавно, когда я это сказал, меня спросили, какого сезона. С сезонами в наших краях трудно. Больше зависит от высоты, чем от времени года. Да и легкодоступность разных точек планеты ломает сезонность вылазок. Но надо же где-то поставить запятую между "в этом году", "в прошлом году"... На этот раз Шасты получилось аж три!
Шаста # 1. Первые дни мая.
Я много раз ходил на Шасту, но ни разу не бывал там на лыжах. Я вообще до этого года ни разу на гору за пределами лыжного курорта на лыжах не ходил (ну, не считая Хибин и Шапшала, но это другое время и другие лыжи). А всё потому, что каждый год, пока я выбирал скитуринговые лыжи, крепления и ботинки, сезон подло кончался. Ну и моё невысокое мастерство по части горных лыж тоже энтузиазм охлаждало. Но тут всё сложилось: свободный вечер в Колорадо и магазинчик в Денвере, где удалось обменять три тыщи на полный комплект alpine touring снаряги, которая мне подошла.
И вот первые ходовые испытания. На вершину не собирался.
Заночевал на границе леса, два дня уходил вверх и скатывался вниз.
На второй день, правда, недалеко ушёл: чуть ниже Хелен Лэйк (плоское место в вертикальном километре от парковки, стандартные ночёвки) накрыло метелью. Ветер был такой, что даже в лыжных кошках двигало поперёк склона (на предвершинном плато в этот день фиксировали 150 км/ч). Катился вниз почти вслепую, спустил микро-лавинку. Зато комфортно скатился по лесу до парковки и поднялся обратно к палатке. Фото этого дня не вывешиваю, представьте себе белый листок бумаги.
Зато на третий день развиднелось.
Если присмотреться к кадру внизу, виден след лавины, начинающийся слева от пояса скал в центре (Рэд Бэнкс), и загибающийся вниз. Так вот дошёл я до Хелен Лэйк (за "холмом" в центре кадра) и сижу отдыхаю перед спуском, трепясь с парой мужиков. Что, мол, выше лезть немного стрёмно, снег нестабильный, а лавина эта пару дней назад двух сноубордистов покалечила. И пока мы на этот след смотрим, сходит ещё одна, за треугольным камнем слева (на фото её следа ещё нет). Спустил её лыжник, ну и она его спустила на пол вертикальных километра вниз. Помощь в спасработах не понадобилась, так что, утвердившись во мнении выше не ходить, я с огромным удовольствием по неплохому снегу скатился обратно к лесу.
Чья-то сломанная ветром палатка на Хелен Лэйк. И лыжи мои в кадр попали:
Шаста # 2. Начало мая.
На этот раз с
lexevna. Погоду обещали ветряную (120 км/ч на предвершинном плато), лавиноопасность высокую, так что на вершину мы не собирались. Поднялись до границы леса по Грин Баттэ хребту и провели чудесный вечер с видами одновременно на вершину Шасты, Лассен Пик и Касл Крегс. "Дорога" вверх по склону это следы наших снегоступов.
Такой вот гость приходил в сумерках. Не скажу, что подкрался незаметно - бежал деловито мимо, но заинтересовался, подошёл поближе, прошёлся пару раз мимо нашей гостинной, и отправился дальше.
На следующий день прогулялись вверх по хребту, но ветер и правда был изрядный, как из леса выйдешь. Лёгкую Ленку раз-другой с ног сбило.
Развернулись, спустились и поехали в любимый мексиканский ресторан по дороге домой.
Шаста # 3. Начало июня.
Вернувшись из двухнедельного отпуска, я неожиданно для себя разгрёб всю накопившуюся срочную работу за три дня. И в голову полезли мысли: "а вот на Шасте ещё снег недотаял..." А с такими мыслями трудно бороться, лучше предложить им компромис: вечером туда, следующим вечером обратно.
Получилось так. Утром добил рабочие и нерабочие дела, за час собрался и уехал. До Банни Флат добрался за полтора часа до заката, заночевал в лесу рядом с парковкой. Ну, как заночевал: поужинал с видом на гору, решил забавную задачку (как пристегнуть к маленькому рюкзаку снарягу на все участки пути, включая лыжи, палки, ледоруб, кошки, каску и т.п.), пол-одиннадцатого лёг, пол-первого встал, в час вышел. В 3:30 был на Хелен Лэйк, в 8:20 на вершине. До Хелен Лэйк шёл на лыжах, там их оставил и одел кошки. В 11:30 спустился к машине. 7300 футов (2200 метров) набора высоты. Погода почти идеальная, снег отвратительный. Не знаю, как по-русски suncup. Представьте себе умеренно крутой (до 45 градусов на этом маршруте) снежный склон с фактурой пустой формочки для заморозки льда, ячейки 40 см диаметром и глубиной в худших местах. Метр подъёма по этой радости даётся труднее, чем 2 по гладкому снегу. И чем 4 по тропе.
Из забавного - несколько раз пересекался с парой отец-дочь. Сначала обогнал их на подъёме от Хелен Лэйк (было темно, но голоса запомнились, они друг с другом говорили). Потом встретил на предвершинном плато, когда спускался, а они ещё вверх шли. Там не то, чтобы жарко: несколько градусов ниже ноля и ветер. А девица (лет 18) в шортах. И жизнерадостная такая жизнерадостная. Весёлая-весёлая. "А чего же тогда, блин, я такой усталый", думаю. Потом они меня догнали на спуске чуть выше Хелен Лэйк, где склон постепенно выполаживается, и снег под солнцем размяк уже. Там в снегу остались желоба для глиссирования на заднице. Очень быстрого, надо сказать, глиссирования: пару раз пришлось зарубаться. Так вот отряхиваю я, кончив полёт, мокрую задницу, и вижу вверху картину: мчится по жёлобу девчонка, а зе ней кувыркается и скользит по тому же жёлобу булыжник размером с три её головы. Ровно с той же скоростью, метрах в четырёх позади. Ору "камень!" (стандартный сигнал). Ноль внимания. "Камень сзади тебя!" Оборачивается. Скорость, с которой она взлетела из жёлоба, сделала бы честь катапульте кресла пилота истребителя. Потом они ушли вниз, пока я расслаблялся на Хелен Лэйк, а потом снова их обогнал, когда надел лыжи.
Почти не встречал людей на подъёме, только обогнал две или три маленьких компании на склоне над Хелен Лэйк. На верхней части горы был вообще один - хотя много времени провёл на вершине, так никто и не появился даже на горизонте. Увидел людей только на спуске на предвершинное плато - ту самую девицу в шортах и её отца. Вершина оказалась неожиданно снежной для июня:
Я не настоящий альпинист, для меня обычно не очень важна вершина, но тут было реально здорово. "Весь мир на ладони, ты счастлив и нем". Вот только устал я в тот момент так, что хотелось сказать "и ни хрена не завидую тем, другим, кому сюда ещё пахать и пахать".
Пять часов езды и дома к ужину.