Японо-турецкий укротитель черепах

Nov 07, 2010 11:48

Эту самую известную турецкую картину мы увидели в форме обливных плиток в витрине магазина сувениров. В принципе, в Турции довольно трудно с ходу обнаружить сюжетную картину, включающую людей, если эти люди не Мустафа Кемаль Ататюрк, не султан Мехмет II на белом коне у врат Константинополя (об этом отдельно) и не крутящиеся дервиши, поэтому когда таковая взглянула на нас из витрины, хотя б и разрезанная на шесть кафельных плиток, мы заинтересовались и принялись выяснять у продавца, что тут к чему.




Дрессировщик черепах (1906; 1907), Осман Хамди-бей (1842-1910)

Как ни странно, история, поведанная продавцом, подтверждается источниками. В основе метафоры необходимость и сложность вестернизации тогдашней Турции, но и не только. Изображенный в алом одеянии дервиша автор держит дудочку (ney, суфийская флейта), с помощью которой пытается воздействовать на обучаемых черепах. То песенку сыграет, то пихнет флейтой, как палкой. Но черепахи не понимают музыки, а панцирь их слишком толст, тычки их не дисциплинируют. Сколько черепаху ни учи, все в лес смотрит. Поистине, требуется суфийское терпение, чтобы продолжать учить черепаху нотной грамоте.

Ученик Жан-Леона Жерома, основатель стамбульского Археологического музея и Академии изящных искусств, Хамди-бей был сыном Великого визиря, дослужившегося до этой высокой позиции с нуля. Его отец был хиосским греком, осиротевшим в результате восстания 1821 года. Мальчик, усыновленный турецким генералом, достиг заоблачных карьерных высот, и будущий художник родился уже в Стамбуле, а праву обучался и на родине, и в Париже. В Париже законы ему опротивели, а изобразительное искусство -- напротив, и Турция получила своего главного художника, писавшего в стиле романтического ориентализма, как Жером.




Во Франции Хамди-бей выставлялся на Салоне, но три картины, представленные там, не сохранились. Может, в Париже Осман и увидел вот этот рисунок (1869 г.), как будто бы выполненный по мотивам некой японской гравюры?




Остроумный сюжет Хамди-бей написал дважды, с перерывом в год. Есть подозрение, что под черепахами он подразумевал не каких-то абстрактных тугоплавких турок, а своих личных помощников, -- теперь уже точно не скажешь. Очень хотелось найти источник притчи, но не удалось. В принципе, было бы довольно интересно, если бы ситамбульский грек, учившийся в Париже, написал главную турецкую картину, почерпнув ее сюжет из рисунка французского графика, иллюстрировавшего японскую притчу (которая наверняка была исходно китайской). Черепахи (не знаю, какая картина из двух, хотя информация есть в сети) -- самое дорогое турецкое полотно, в 2006 году проданное на аукционе за 3,5 миллиона долларов Suna and Inan Kirac Foundation (турецким бизнесменам).

Другие картины Хамди-бея и его портреты в seventh_veil

______________________________________________

У distan много юзерпиков. Родилась идея (возможно, неосуществимая) написать по посту на каждый. Учитывая их количество, постов потребуется много. И тем не менее. На этом юзерпике Мустафа Кемаль Ататюрк. Лицо и плечи для популярного поустера с бесконечностью вместо восьмерки в годах его жизни-смерти взяты из гораздо менее известного изображения, на котором Ататюрк пьет айран. По-моему, это очень трогательно.




tortoise training, userpics, art, Восток, Türkiye

Previous post Next post
Up