Ле ли или Ли?

May 16, 2009 21:56

Стала писать еще в журнал своей мечты "Аэрофлот". Внутри маленькая дурацкая колонка, не понравившаяся ни мне, ни заказчику; написала вместо этого Прохибишен.

Тысяча лет на царь-земле
«Южная страна вьетов» - Вьетнам, редко жила мирно. Так уж получилось: народ, с древности обосновавшийся на берегах Красной реки, оказался в сфере политического и культурного влияния северных соседей - Срединного государства, известного нам как Китай. При этом по распространенной исторической причуде, вьеты, то попадавшие под власть китайских императоров, то вновь обретавшие относительную независимость, благодарно впитывали достижения политической и философской мысли ханьцев. Неровные отношения продолжались до 1009 года, и лишь тысячу лет назад к власти в Южной стране, наконец-то, впервые пришла династия, хранившая независимость не пару десятков лет, как раньше, а больше двух столетий.

Славный род основал выросший при буддийском монастыре безродный сирота Ли Конг Уан, позже подаривший династии свою фамилию. Это при Ли, принявшем на троне имя Ли Тхай То, жизнь в стране впервые стала базироваться на власти закона, а не на законе власти. Это он, став императором, объединил и расширил Вьетнам, укрепив его экономически, а не одной силой оружия, как прежде. К концу века, в 1070 году основали и первый вьетнамский университет («Храм литературы»), обучая в нем молодых людей из простых семей.

Но прежде чем Ли смог взяться за дело, понадобилось, чтобы предшественники из династии Ле сильно прогневали небеса. Последний император династии - Ле Нгоа Чиеу пришел к власти через убийство своего предшественника и сводного брата и был образцовым плохишом. Так, служил при нем китайский актер-палач, виртуозно владевший казнью «тысяча кусочков», исполнявшейся при помощи тупого ножа. С извивавшейся и стонущей жертвой он дурачился, подшучивая - «Не привык, мол, к смерти?» Наблюдавший казнь император был на вершине блаженства. Военнопленных же помещали в клетки и ставили на берег во время отлива, дожидаясь, пока их медленно затопит прилив. Любил император лично убивать свиней и коров, да и кошек не жаловал, показывая их головы дворцовым гостям в конце пиршеств. Бойня была для него лучшим способом расслабиться. Этот удивительный правитель дожил всего до двадцати четырех лет, и наследник его был столь юн, что бескровно сменить прогнившую династию оказалось совсем не сложно. Откуда же взялся блестящий Ли Конг Уан, возведенный на престол с единодушного согласия высших сановников?




Одноколонная пагода, с которой, по-видимому, начался Тханглонг -- будущий Ханой

Происхождение великого и незаконнорожденного императора окутано тайнами. Официально заявлялось, что его мать госпожа Фам прогуливалась возле монастыря Тиеушон, где встретилась с человекообразным духом, от которого и понесла. В родном храме Ли Конг Уана утверждали, что она забеременела от белой обезьяны, а по другой легенде выходило, будто она снова столкнулась - только не с духом, а с пожилым настоятелем монастыря Тхиентам, - все с тем же результатом. В любом случае ребенок вышел непростой: его рождению в 974 году предшествовало знамение - монастырская собака родила белого щенка с пятнами черной шерсти на спине в форме иероглифов «Сын Неба». Император.

Карьера будущего Ли Тхай То была стремительна, как полет стрелы. Когда в 979 году умер прокитайский глава страны, и правители Срединного государства сделали попытку укрепить контроль над Вьетнамом, главнокомандующий покойного императора Ле Хоан захватил трон и успешно отбил нашествие. Последовала обычная чехарда с престолонаследованием, и, спустя несчастные три дня правления, императорского сына, которому служил сирота Ли Конг Уан, убил родной брат. Летопись гласит: «Когда случилось убийство, все высшие чиновники разбежались. Один иолько Ли Конг Уан обнимал тело убиенного и плакал». Эта-то верность и помогла Ли занять пост начальника дворцовой гвардии. Дело было в 981 году. Одиннадцать лет спустя и тысячу лет назад наш главный герой сменил императора-садиста и основал династию, не пускавшую китайские войска на свою территорию.




Памятник Ли Тхай То

Все действительно начиналось красиво: участников заговора против династии Ле наградили, в стране объявили всеобщую амнистию. Одним из важнейших деяний буддийского императора с конфуцианским образованием был перенос столицы в древнюю цитадель Дайла в дельте реки Красной, ныне известную миру под названием Ханой. «Расположенный в самом центре пространства, разделяющего Небо и Землю, этот город обладает силой тигра, готового к прыжку, и мощью дракона, свернувшегося в кольцо», - писал Ли Тхай То. По легенде, во время переезда на новое место на императорском корабле появился желтый дракон, и город переименовали в Тханлонг - Взлетающий дракон. Новое название передавало овладевшее умами ощущение быстрого подъема государства. Но дело было не только в ощущениях: прежняя столица (Хоалы) располагалась в отдаленном горном районе, посреди владений сторонников прежней династии. Государство же, договорившееся с великим северным соседом, хотело править из города, не связанного с прошлым. «Это царь-земля, к которой, как спицы к втулке, устремляются люди, она создана быть верховной столицей властителей и правителей всех грядущих поколений», - радовался Ли Тхай То.

Реальность вступала в права: новому императору пришлось сходить в четыре похода на юг, усмиряя внутренних мятежников, и однажды на северо-запад, приводя к покорности даннические племена. Дальнейшие операции против инсургентов вел уже наследный принц - Ли Тхай То готовил сына к тяготам правления. Неплохо обстояли дела и с внешней политикой. Быстро признали новую династию соседи - Чампа и Камбуджадеша, дело было за китайскими Сунами, к которым побежали жаловаться свергнутые Ле. Сунам не хотелось воевать с узурпатором, чтобы вернуть на трон наследников непопулярного императора, утерявшего «Небесный мандат на правление»; они выбрали мир. А Ли Тхай То исполнил положенное: в 1011 году отправил в Китай очередное посольство с данью, и уже через шесть лет получил от патрона титул Наньпин-вана, оставаясь номинально данником Китая, но фактически ограничиваясь подношением ритуальных даров.

Так династия, основанная тысячу лет назад храмовым сиротой, сделала вьетнамцам прививку свободолюбия, позволившую им выстоять и победить в войнах уже прошлого, двадцатого века.

work, Восток

Previous post Next post
Up