Парфянин Руслан и Кислотные одуванчики

Oct 16, 2008 01:19

Кажется, в обозримом лжепространстве на данный момент нет никого, кому я должна срочно что-то написать за деньги к позавчера, поэтому о Руслане, в смысле, о Рустеме .

Что-то нас "пробило на Пушкина" (интересно, понял ли бы АС эту фразу; подозреваю, что спустя недельку пребывания в нынешнем времени -- понял бы), и в прошлое воскресенье мы перешли Садовое кольцо и отправились в Новую оперу слушать Глинку. Похоже, наши оперные театры делают это лучше всего -- сказки, комедию и буйство сценической фантазии.
Магические и комические оперы (когда же случится уже в нашей жизни "Волшебная флейта?") выдают постановщикам желанный процент законного ощущения свободы при обращении со сценическим материалом, никто не будет ворчать насчет того, что Вавилон -- это не Германия, а Годунов -- не Ельцин, и не повернет язык сказать, что, мол, слабо вам, ребята, поставить Настоящую Высокую Классику. Все это ворчание современных трактаторов не останавливает, останавливают их какие-то внутренние ограничители, которые не дают сплясать на классике так, чтобы было лучше классики. Не то с фантастическими сюжетами. Хотя руслановский киевский князь, по Пушкину, вполне происходит от двора "Владимира-солнце" (а по Глинке его заменяет Светозар через "е"), но на этом весь историзм заканчивается, и хазарский князь Ратмир совершенно спокойно делается контральто, магический финн -- Финном, и ни у кого нет возражений, когда ариостовские приключения героя и артурианские -- героев исполняются не в стиле героической кантаты, а в форме свободной фантазии на темы кислотного народничества (рыжие фосфоресцирующие египетские парики Руслана и Людмилы, удивительным образом соотносящиеся со стрижкой "под Леля")... [за время написания поста прошло несколько суток и погибло несколько кроликов.]

А вообще Еруслан (Лазаревич) происходит
от Рустема из "Шах-наме" Фирдоуси (а тот от реального парфянского военачальника Сурены, или Сурена [если по-армянски :)], аж в 53 году до н. э. надравшего крупы римлянам под руководством Марка Лициния Красса [под городом Харран в нынешней Турции]). Казалось бы, где Первый Триумвират, и где Руслан и Людмила? А вот они где, все тут. И кстати читаемый снежный Памук пишет о нем (о Рустаме): "Рассказывают, что в очень давние времена в Иране жил великий герой, неутомимый воин. Его знали и любили все. Сегодня мы зовем его Рустем, как и те, кто его любил. Однажды Рустем охотился и сбился с пути, ночью, пока спал, потерял и своего коня. Сказав себе, что найдет своего коня Ракша, он пошел в земли врагов, в Туран. Слава о нем летела быстрее, чем он шел, его узнавали и приветливо встречали. Шах Турана принял его как гостя и устроил пир. После пира он прошел в комнату, приготовленную для него, туда вошла дочь шаха и призналась Рустему в любви. И сказала, что хочет от него сына. Она очаровала его своими речами и красотой; они возлегли". Однако не успели они как следует возлечь, как на Туранскую котловину* налетел злобный карлик Черономор -- Синяя борода (tm), схватил безымянную дочь (по имени Тамине) и был таков.

Ой. Все-таки о постановке. Позавидовала, что не ребенок -- детей было много, и глаза в восторженном ужасе они таращили совершенно грамотно. Везде пишут, что у Пушкина, мол, легко и иронично, а у Глинки -- патетично и всерьез. Постановка НО сделала из Глинки легко и иронично, и, в общем, правильно. Хороша огромная божья корова, с выпуклыми гнилостными синими пупырышками, на которой ездит киевский князь. Неподражаем огромный фосфоресцирующий же меховой тапочек -- наркотический поезд -- непонятная пушистая рыба с три четверти сцены. Как дети смотрели на Голову, не обезвоживаясь, мне вообще непонятно. Если бы я была ребенком, я бы там же и отдала душу и сердце Черномору. Фарлаф --
, но на этот раз обещаю героически молчать о Шаляпине, ничего не буду говорить о Шаляпине, хоть убей, и о любимом рондо Фарлафа тоже говорить ничего не буду, зашив рот суровой дратвой, однако... почему же никто не может спеть это рондо так, как Шаляпин?! Вот чего не могу понять -- почему бас-баритон Руслан хорош, а образцовый бас, который должен спеть рондо Фарлафа так, чтобы его несло потом ревом благодарной публики до самого логова Черномора на пляжах Черномории, -- нет? Ну и ладно. Пусть ему не икается.





Шаляпин -- Фарлаф

Да и вообще, как объяснил тыщу лет назад Александр Ведерников, рондо Фарлафа на 69 тактов длиннее, чем все думали относительно раньше. Почему? Потому что "существует советское академическое собрание сочинений Глинки под редакцией Киркора [...] Просто эта купюра в питерской рукописи, на которую опирался Киркор, была зашита ниточками. И господин Киркор даже ее не разрезал, чтобы посмотреть, что там". [болд мой. -- d.]

Еще одно "ладно" -- то, что практически ничьих слов не слышно, а в НО русские оперы никто на табло английскими оувертитрами не дублирует. Но это ничего, все и так ясно (хотела бы я посмотреть на бывшего ребенка, который не докладывал в свое время родителям о "дубе зеленом и златой цепи надубетом"). И яснее всего всё делается, когда шабаш дискотечных одуванчиков, фантастических хрустальных лодок в форме змеерыб (брр, почему я не ребенок, вот был бы повод не спать потом года полтора), трикстероватых Черноморов, увитых седой бородой, как плющом, и мазохистских Людмил в полудобровольных клетках заканчивается, и Руслан вдруг с кристальной ясностью заключает, что "Там младой певец в славу Родины На златых струнах запоет И Людмилу нам с ее витязем От забвения сохранит". Вот оно. Палучилос.

В НО масса выдающихся сопрано. Уже доводилось хвалить их Джильду и Марию Стюарт, а вот ЗАР Татьяна Печникова -- это вообще топ. Просто жаворонок+соловей. Руслан (Сергей Артамонов) -- чудесный! И, конечно, ЗХР Виктор Герасименко, автор сценографии и костюмов, -- мой герой. Вот кому бы какую-нибудь премию.

[vorchanie] Из не понравившегося еще канканоидные танцы вокруг базовых арий. Я понимаю, что они боялись отпустить внимание детей, которым, видимо, нужно, чтобы постоянно кто-нибудь яркий как-нибудь мельтешил на сцене, а взирать на простое стояние+пение -- это, как бы, сложно. Но мы ведь детей на подобные спектакли водим, чтобы их к чему-нибудь приобщить, правда? Чтобы там, не знаю, культуру восприятия какую-нибудь привить, нет? Ну и надо бы дать им такую возможность -- привиться. [/vorchanie]

А вот фрагменты из того спектакля в НО, что мы видели, с увертюрой -- почти самой известной музыкой из Р&Л, которая в спектакле идет в конце (а увертюры нет вовсе! Вот так фантики!).

Экранизация Р&Л (музыка зачем-то Тихона Хренникова)
Шаляпин, рондо Фарлафа (можно слушать, ибо на Трубе его нет)
"Черкесский марш" (Марш Черномора) для фортепиaно, прошедший через Листа
Рихтер о том, как играл Листа в фильме о Глинке (плюс марш Черномора c развевающимися волосами [Листа])




Билибинский Руслан перед Головой





Из спектакля НО, только солисты у нас были другие

"Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой":





Пушкин и Глинка -- братья навек. Они даже успели пообсуждать проект оперы, да только вскоре Пушкин был убит

А о собаке Кате в другой раз уж, ладно.
___________________________________________

* Турфанская впадина, это была такая глупая шутка насчет путаницы между Тураном и Турфаном.

pics, Восток, u2, links, opera, Музыка, История

Previous post Next post
Up