Медоволк

Nov 30, 2007 18:13

Эпические настали времена. Часть зрителей устала от машин и хочет голого человека, героя и миф. Что ж поделаешь, если для того чтобы его сотворить, нужны чудо-машины современности — компьютеры.






Иконки от производителя

Собственно, на данный момент мои впечатления от 3D Беовульфа немного сбиты культурным шоком от лицезрения настоящего Рэя Уинстона (внизу справа) и его компьютерной проекции в Вульфе (внизу слева). То есть, поначалу я решила, что интернет ошибся, и это какой-то другой человек, но потом прочла вот эту статью и поняла, что нет, это все назад-в-будущее-Zемекис так и придумал. Остался один вопрос из цепочки вечных русских — "Но зачем?" Ну ладно, это потом.






Впечатление 1. Imax и стереофильм




Аймаксовские очки — ничего особенного. Бывают и круче, шлемоподобные

Второе — восторги детства, когда приемы иногда возбуждают больше, чем смыслы, а почему бы и нет. Земекис превзошел все дотоле виданное в этом жанре (а был это какой-то фикшионализированный научпоп в торонтовском Аймаксе, ну и детские впечатления, по-моему, в "Октябре", хотя точно не помню). Просто неZемной какой-то Zемекис. Так и хочется предложить ему снять "Прибытие поезда" в 3D. А тут копье в тебя упирается, камни падают, сопли свисают, гайки золотые летят, копыта, рога, вода, облака... здорово. Человек велик. Сам Nescafe-Imax тоже потрясает, по-моему, он ровно такой же, как в Торонто, хотя есть ощущение, что на этаж выше (пять домов, или семь этажей — как-то они своеобразно считают высоту этого экрана). Показ предваряется демонстрацией возможностей Imax-экрана и проектора весом в одну тонну, испускаемый им свет на Луне можно было бы увидеть на Земле (осталось только забросить проектор-Imax на Луну) и стереосистемы, это здорово. Вообще, пожалуй, основное впечатление от 3D фильма — человек велик в своем муравейном труде, такое вот, такой проект, можно сделать, только работая вместе, если сверху на муравейнике стоит Земекис и точно доносит до всех, что именно он хочет получить. Как всегда, самое важное — правильная постановка задачи.





Аймаксы в Глазго и в Торонто. Во втором, к сожалению, не очень виден огромный кубик Рубика, торчащий из стены здания

Впечатление 2. Легенда и фильм




Кто нам написал сценарий для Беовульфа? А Нил Гейман написал нам сценарий для Бео нашего Вульфа. Кто же еще будет исполнять танцы с северной мифологией и головами современного западного зрителя-читателя, как не главный Андерсен земли англоамериканской, как не author extraordinaire, плодовитый, как кролик, и невинный, как он же. Чудо-Гейман берет за лацканы сказание о Беофульфе, припирает к стене и излагает его почти слово в слово. И прибытие героя-геата (все-таки, похоже, геаты -- не готы, хотя идут споры) к данам, и столкновение с береговой стражей, и заплыв с Брекой (правда, в источнике они с Брекой были мальчишками, а интерпретаторы подозревают, что они не плыли семь дней в доспехах и с оружием, а гребли, но это частности), и медовый дворец зал-холл (к меду Гейман неравнодушен давно, и правильно: это один из колышков, на которых крепится палатка повествования в BW), и, конечно, оторванная рука Гренделя, и кубок, из-за которого златолюбивый дракон-wurm налетает на героев. Мелочи: в Беовульфе Беовульф убивает мать Гренделя (без имени), а в фильме — совсем наоборот. В источнике он отбывает на родину, где становится царем и уже там побивает дракона, а в фильме вся история кольцуется и кольцуется, как кольца кольчатого червя, и упирается в страшненький тупик безысходности -- человек бессилен перед искушением, отцы будут вечно зачинать чудовищных сыновей и потом, расплачиваясь жизнью и душой, вступать с ними в бой, чтобы смыть позор, чтобы спасти людей.






Что за удивительная идея? У Геймана вообще a thing for fathers. Не элементарно фрейдистского толка, а какая-то мутированно-христианская, что ли. Что в "Богах" папа-Один доводит сына, всю книгу проблуждавшего в неизвестности относительно папиного отцовства, до ужасного копировочного висения на древе, что в "Сыновьях Ананси" герой проходит все свои испытательные уровни чтобы понять отца и перенять его подходы, что в Стардасте вся фишка вообще в том, кто чей сын, а кто чей отец... вот и старый добрый Беовульф вывернулся именно в эту проблему. Отец и сын, как будто одно и то же. Рэй Уинстон играет и BW, и золотого человека, и дракона. Кто ты? — спрашивает он в кошмаре и зритель успевает 3D уловить — да это же я. Отец=сын. И кто кого. Нет, все равно без фиванских царей не обойтись, увы. Тем более что сын Лая выколол себе глаза.

Впечатление 3. Фильм

Очень много отвлечений, и они занимают время просмотра, как будто пытаясь отвлечь от мессиджей, но оказывается, нет, не отвлекают. В мозгу, оказывается, может вместиться очень многое. И стереоскопическая галька, пузырьки, шпили и когти, и работа ума. Ум работает как-то параллельно происходящему. Например, он говорит: "Что ж ты, Беовульф, столько врешь-то?" То ли заливаешь, как принято при описании подвигов, то ли врешь поперек линий жизни и смерти, а это уже совсем не та сказка, которая была изначально. Времена такие. Великие искусы, великие лжи, великие герои. Это когда? Неужели сейчас? Нет, тогда. Почему же в источнике искусу отрубалась голова, а в фильме — от искуса рождается дракон? Для стройности мифа, по-видимому. Не потому же, что сознание современного человека более troubled, чем несовременного.





Звездный каст. Хопкинс — старый Хротгар. Гейман в подкастовом интервью аж захлебывается от восторга — как, мол, играет, каждый вдох, каждый блинк, шедевр. Увы, видимо, дубляж съел вдохи, старый Хопкинс кажется мне невыразительным, приблизительно каким он уже был Птолемеем в Александре. Две белокурые девушки-данки прикольно обрисованы (обрисованы там вообще все, похоже на трехмерную игру, в этом часть фана), но у обеих почему-то удивительным образом согнаны в кучку глаза, и это при общеголливудской любви к глазам, расставленным широко. Старшую блондинку с арфой дополировали так, что она даже слегка косит, я не против легкой ведьминской косины во взоре, но это другое. Анджелину Джоли я, каюсь, люблю разве что с четвертого раза на пятый (губы ее вызывают у меня какое-то физиологическое отторжение, to be precise), и, в принципе, концепция суккуба, облитого золотом и располагающего змеинощупальцевым хвостом-косой, какая-то вторичная. Ноги с прирощенными каблуками, правда, понравились. Как и растаявший под ее характерным прикосновением чудо-меч (вот уж реверсивная символика!).








Малкович — Грима, ну и говорить тут больше нечего.

Остроумно прикрывали наготу BW — то рукояткой меча с характерной шишечкой, то Гренделем, то чем придется. Здорово сделано городище данов. Прекрасна ладья геатов. Но главное — трехмерность использована не только для приколов, но и по делу. Ощущение, что смотришь на происходящее со всех сторон, а это уже опять и опять поклон режиссеру и уж не знаю, кому, как я поняла, прибитых к полу камер на съемках таких фильмов не бывает.

В общем, я бы сказала, что надо посмотреть, причем в Аймаксе (там, кстати, на одиннадцатичасовом вечернем сеансе был аншлаг). Единственное, что там действительно очень жарко и душно. Вкупе с той нагрузкой на восприятие, которую дает трехмерность и попытка увернуться от летящих в тебя камней, для головы получается немножко слишком тяжело. Но оно того стоит.

Главное, что от фильма остается belle triste, а не ощущение, что сходил в ЦПКИО покататься на аттракционах. Значит, не зря всё 3 и все D.




Пиршественная зала (Mead Hall) Хеорот с удивительными акустическими эффектами, прямо что твой Imax, пробуждавшая разрушительные начала в Гренделе (по фильму); просто некая иллюстрация

  • Официальный сайт
  • Beowulf-Wiki: три битвы и четверо похорон

    Мисцеллания




  • Да. А BW-то, похоже, реальный герой. Нашли останки героя на медвежьей шкуре, с двумя собаками ошую и одесную и шахматами в одном холме в Швеции (кажется).
  • Грендель с мамой — Каиново семя. Читала-читала, так и не поняла, почему. Но есть такая теория.
  • BW проходит свои задания, все более активно вооружаясь. Гренделя он забарывает голышом ("он без всего, и я без всего"), на грендельмуттир выходит уже с магическим мечом, принятым от Унферта (ноу хелп: меч тает под прикосновением проклятой паганицы, приходится ему в пещере хватать новый, местный [это в источнике; в фильме в дело идет совсем другой меч]), а с драконом и вовсе борется уже с помощью верного Виглафа. Отрезанная рука в фильме — очень сильно. Отзеркаливание этим саморубом, аутомутиляцией того, что он сделал с Гренделем. Такое сохранение мифической материи, сильно, сильно.
  • Film as art, пока не могу вместить в линию Беовульфов "Тринадцатого воина", но надо разобраться.
  • Beowulf, Still a Hero




    Кажется, у героев сегодня будет хороший ужин
  • Мифология, pics, movies, Московское, Чтение, links

    Previous post Next post
    Up