Мадейра, Мадейра. Звучит, как вино. Десертное, как известно. Но десертные вина -- для суровых британцев, которым надо греть свою холодную ироническую кровь сладкими напитками в противовес фиш-н-чипз и прочим порриджам, а нам хватит самого острова, тем более что он действительно похож
на бисквитный торт. Только бисквит тут черный, чернее коврижки, ибо вулканический. Вулканическость подтверждается еще и тем, что на Мадейре есть пики. Не юзерпики ("юзерпик Коммунизма", как мы тут недавно придумали с одним Vдругом), а настоящие горные пики, стоя на которых можно озирать полмира и находиться выше облаков. На самых неэффектных картинках это выше облаков видно.
Я уже упоминала, что нам не очень повезло с погодой, а Мадейре вовсе не повезло с пляжами. То есть, их на ней нет. Есть один (или я уже писала?) с цветастым названием Formosa, найден он был через интернет, и о нем, наверное, позже, но, в принципе, остров торчит в океане как некое вулканическое недоразумение, по причине "некуда бежать" доведенное жителями до состояния клумбы. "Мы на этом прекрасном кусочке земли, как в тюрьме", -- сказал Жозе (Джозеф, конечно), довезя нас до пика и объяснив, по какой дорожке на надо идти, чтобы за нами потом не пришлось присылать спасательный вертолет (за счет клиента). "Отрежьте нам кусочек этой тюрьмы", -- парировала та самая шотландка Джейн, о которой я уж точно писала. Сейчас у соотечественников немодно любить природу и ее непрофессиональную съемку, поэтому видов показываю минимум. Я и сама ее (природу) люблю исключительно в стерильно-безопасном варианте, и так, чтоб не тащить ничего на себе и не подозревать, что откуда-нибудь из-под ноги кто-нибудь выползет, поэтому для таких малоэкстремалов на отдыхе и существуют вот такие туры, и не надо мне напоминать о командировке в горы Северной Осетии. В общем, в East Tour мы поехали с целью посмотреть на характерные А-образные домики в деревне Сантана, которые обнаружили в Фуншале на сувенирах, проспектах и открытках. Еще -- постоять на пике (уже там на пике оказалось, что он второй по высоте, ибо на первый попасть вовсе нельзя, только, опять-таки, с вертолета обозреть), и еще -- подивиться на знаменитое местное лозоплетение, тем более что меня даже попросила одна ныне бывшая коллега его поснимать. Ну вот и.
Там, в путешествии, неожиданно был обнаружен чаявшийся увидеть герб острова, в который, как мы уже знали, входят три стебля сахарного тростника. С-тростник, будучи позже всучен нам буквально в руки на рынке Лаврадорес в Фуншале, покорил своей сладостной свежестью и был куплен для привоза домой. Это интересная вещь, из него надо выжевывать сладость, а детям его дают вместо соски, ну и зубы об него распрекрасно чешутся. Местные делают из него и водку, и напитки всякие. Интересно, что когда один его кусок мы как-то не успели подарить тому, для кого привезли, и решили все-таки съесть, оказалось, что тростник забродил. Да, сахар -- вещь опасная.
Мадейра прошита прекрасными автомобильными дорогами, где уместится и автомобиль, и грузовик, и автобус. Грузовики там тоже едут наверх. Везут мусор -- не в океан же его кидать. Вообще, на острове везде все есть. Там, на пике, будет и где культурно выпить-перекусить, и вода во всех необходимых видах. Никого не гонят в кустики.
Гордость Мадейры со своим нехитрым символизмом цвела и была фотографируема. А на прилавке -- орхидеи, стрелиции, все на свете, не купить невозможно (притом что прилавок этот находится на черт-те знает какой высоте над уровнем м., там видно за спиной гордой настенной собаки). Привезла орхидей, раздала клубни на б.работе, говорят, проклюнулись и даже пытались цвести.
Но сначала была деревенька, где вяжут лыко (wickerwork). То есть, плетут. Из ивы. Ремесло действительно оказалось феноменальным. Можно увидеть, что плетут они всё, и испугаться-порадоваться наивности этого всего. Если мебель и прочие корзинки традиционны и хороши, то звери-куклы, как у таможенника Руссо или, не знаю, Пиросмани (внутреннего Пиросмани), довольно пугающи. Интересно, что мастера сидят почему-то в полуподвале, то есть, не на очень большом свету. Вот только что поняла, что это, видимо, для минимизации воздействия жары, которую мы просто не застали. Движутся они так быстро, что на фотографиях не отражаются. От любопытных туристов отгорожены низеньким, но конкретным барьерчиком, что отчасти оставляет ощущение того, что это их выставили для обозрения, тем более что около каждого мастера стоит плошка, куда кидаешь деньги (необязательно, но обязательно). Вещи они делают поразительные, уйти оттуда трудно, особенно потому что очень хочется плетеную лягушку, но она стоит какое-то нелягушечное количество денег, и приходится довольствоваться подносиком, оплетенным вокруг большой азулежины с изображением местных жителей. Это очень радостная вещь.
Ниже надо обязательно раскликнуть кресло. Если бы на Мадейре был король, он вполне мог бы править с него. И вентиляция хорошая. :/
Но очень хотелось все-таки увидеть эти домики. Домики, крытые... как это называется, надо посмотреть... в общем, соломой, остающейся после выбивания из нее зерна, строили не от хорошей жизни. Крыша почти достает до земли, и настоящих таких домов осталось на пальцах одной руки. Есть троечка, куда возят основную массу ту-тов, но гордый Жозе, знакомый со всей Мадейрой, отвез нас к Особому Деду (его можно увидеть, он машет рукой на одной из фотографий), который за ту же мелочь в жестянке живописно сидит возле живописного домика, да еще, по местному обычаю, угощает своей личной мадейркой. В принципе, исходя из тесноты внутри, я бы, наверное, не хотела даже такую дачку. Но снаружи очень, очень весело и красиво. Хотя поражает совершенное отсутствие чувства меры в цветах, игрушках, утятах, котятах и бантиках. С другой стороны,
acquired taste -- вещь, редко доступная врожденно: в большинстве случаев, его где-то надо acquire. То есть, я намерена найти и полюбить мармайт (почему бы не называть его по-русски мармитом?).
На Мадейре, как везде, хватает общих животных. И как много где, они бывают рыжими. Эта собака поразила своей высокогорностью. За ее спиной, как за спиной Моны Лизы, скромным марсианским пейзажем раскинулись многие метры над уровнем м. По Рюкенау, попавшему к собаке для уравновешения композиции, видно, какого размера дом.
Вообще, М. -- курорт для солидной публики. Поэтому здесь есть и несколько закрытых гольф-курсов. Но для нашего чудо-Жозе (пять языков, с серпантинами на "ты", всю историю он знает не хуже Фоменко, биологию так и вообще лучше Лысенко, а краеведение -- его второе имя; сорри, на самом деле Жозе -- велик, действительно) на его острове не существует закрытых территорий. Здесь тоже видны какие-то облака внизу. Высокогольфный курорт, да.
Под конец Жозе привез нас на сеанс медитации в какую-то рыбную ферму. По идее, человеку, проработавшему год в московском офисе, да даже и не в офисе, надо бы вставать там лагерем, с утра выходить на волю, садиться в позу лотоса, и смотреть не себе в пупок, а на рыб, пытаясь осознать их роевое сознание, или что там у них есть. Очень красиво. Повсюду цветет дрок, Planta geneta, как-то мне почему-то в родных широтах не встречавшаяся, а жаль. На крайний случай, роуминг туда вполне добивает.
За фишфармаком висел вот такой странный знак. Он, конечно, никакой не странный, т.к. на Мадейре, к сожалению, нередки случаи, когда люди, обманутые курортным житьем-бытьем и привлеченные действительно непередаваемой красотой острова, забираются по многочисленным дорожкам в горы, не догадываясь о том, что это все-таки горы. И если внизу у тебя тридцать в тени, то наверху у гор ночью будет что-нибудь более характерное для наверха. Вот тогда и вступают в игру вертолеты, спасатели, обмороженные люди и обидные счета за то, что тебе спасли жизнь. И тем не менее мы так и не поняли, и не смогли добиться у наших вергилиев наоборот, почему, ну почему же, если на дорожке ты был застат непогодой, нельзя идти ни вперед, ни назад по своему следу. А куда же идти? Влево-вправо, в гору, в лес? Напрячься и залевитировать? Подавать сигналы бедствия, если есть чем? А если нет? В общем, на Мадейру хочется опять. С приборчиками и без. Просто хочется. Можно даже заблудиться.
В конце мы спустились к вот этому храму, это уже вершки Фуншала, а от него -- на деревянных санках скатились вниз по Питерской. Это я уже описала.
Построить бы ероплан галеон и уплыть на нем отсюда к чертовой матери. Похоже, подобная мечта была не только у победителя соцсоревнования из колхоза "Лопе де Вега". Вот и мадейриане, заключенные в своей вулканической тюрьме, увитой цветами, и не имеющие средств и возможностей окучить какую-нибудь Изабеллу с каким-нибудь Фердинандом, чтобы построить троечку надежных океанических галеонов, решили, что можно, в конце концов, и сплести, из чего Бог послал. Да только здравый смысл не позволяет спустить такое со стапелей: некрасивые корабли на воде не держатся. :)