Алания, День четвертый

Oct 21, 2006 20:33

Рюкенау велел мне написать здесь тизер. Дистан не уметь писать тизеры, Дистан даже стриптизеры не умеет писать. Могу сказать, как закончится эта история.

Вот: "А потом мы нашли Грааль".








^ Сдача с Галиата (каким-то образом оказалась в другой папке): Череп в святилище Семи ангелов (Авд Дзуари) над Галиатом

Туда:





Мацута -- место, где мы сливались по утрам с Ольгой и Костей, ночевавших у друга-Володи, кажется, тоже заповедного человека, о зеленых глазах, кудрявых волосах и с большим интересом к родному краю, коий (интерес) Костя obligingly удовлетворял. На перекрестке стоит Нартовский Нихас (даже и не знаю, что это, но, кажется, не памятник мужчине и женщине) и при нем имеется склеп Нарта Сослана, село Нар (сугубо местная девушка, говорящая по мобильнику на улице, -- видимо, вне дома лучше берет), очередные цырты, памятник мужчине и женщине и опять надпись про Сталина (на лежачем камне, под который вода не течет, а течет из трубы с самых гор, ибо водопровод), которую я снимать не стала, а Ольга сняла, потому что снимала все. По легенде, когда Нарт Сослан -- богатырина, защищавший асов в тяжелую годину, что-то типа умер, успокоился он вот там, под скульптурой, в склепе (на него указывает Федар). Но когда наставали тяжкие времена, выскакивал оттуда (или спрыгивал с горы) и headlong кидался на врага. Правда, похоже на спящего венгерского короля и на Мерлина? А все почему? Потому что они отсюда. Далее следует череда рассказов об осетинских богатырях, в частности, о женщине, переодевшейся мужчиной, и взявшей всех на бедро. Или на грудь. Или на плечо, что ли. Якобы, когда судьба какой-то застарелой межнациональной тяжбы должна была решиться поединком богатырей, она переоделась и всех переломала. А потом, ясное дело, косы рассыпались. Во-ооот... А еще, когда какие-то то ли чужаки, то ли лазутчики шли по деревне, они услышали, что женщина кого-то ругает. Прислушались -- теленка. Пригляделись -- теленок летит через плетень и далеко на улицу -- приставал он к ней, она его и выкинула. Богатыри, не мы. Так вот, Нарт Сослан. Выскакивал он, выскакивал на врага, обарывал, обарывал, покуда мальчишки не сыграли снова в "волки-волки". Подошли к склепу проверить, закричали, враги! враги! война! война!, он как выскочит, как выпрыгнет, мальчишки по кустам, Нарт Сослан им по мозгам Нарт Сослан огляделся... нет врага. Обиделся богатырь, ушел в склеп и заснул навсегда. Вот я и говорю, крапива. Крапива, учеба, воспитание.







О карем барашке замолвите... Не замолвили. Мы должны были снять и описать жертвоприношение в святилище Дигоризад -- это святилище Уас Герги (о нем я писала ранее, называя его другим способом -- Уастырджи, как он значится в словаре). Это высокогорная пещера, пожалуй, самая посещаемая в Дигории. Сначала Ольге сказали, что в жертву там приносят белого быка, но это оказалось преувеличением. Белого быка приносят в жертву где-то, но не в Дигоризад. Напротив, приносят в жертву там исключительно барашка (как говорят местные -- "барашку"). Причем, выбор жертвенного животного происходит так: подходят к отаре и ждут, чтобы ягненок пошел за человеком сам. Тогда ему мажут рот солью, и он добровольно идет в гору приноситься в жертву (сразу скажу: в гору идти высоко, далеко и трудно). Но в нашем случае, т.к. жертвоприношение было не праздничным, а "заказным", бедного барашка зарезали внизу, в селении Нар. Артур (это тот, который депутат и зам.главы администрации района) обо всем договорился, всех со всеми познакомил, барана схватили под черны ноженьки и понесли резать, головой, кажется, на восток. Ольга пошла снимать. Я пошла прятаться за сарай, а Федар со мной -- молодец, на самом деле. Должна восхититься деликатностью Ольги, которая не стала говорить -- ты же пишешь, так иди и смотри, а, напротив, когда я спросила из-за сарая, "все ли уже", сказала -- еще нет... а вот теперь можно. Когда уже было можно, мужчины руками снимали с барана его шкуру цвета корицы. Говорят, так и надо: нож касается жертвенного животного только в оговоренные ритуалом моменты, а с еще теплого снять шкуру руками несложно. Вообще, суть жертвоприношения -- именно кровь. Надо пролить кровь. Ничего нового тут нет. Из-за сарая я услышала только легкий хрип. Должна сказать, мне было радостно, что не надо было приносить в жертву белого быка. И еще надо сказать, что хотя я лично уже давно не убиваю дома даже мух (во-первых, их у нас почти не бывает, а во-вторых, мы их просто выгоняем из дому), но тут я только что стерла объяснения того, почему никаких особых чувств по поводу зарезывания животного не испытала, т.к. не являюсь вегетарианцем, рассказ Платонова " Корова" читала, на колбасу крокодильих слез не роняю, и что такое животноводство тоже, в общем, представляю вполне. End of story.

Тогда мы поехали вверх, чтобы сохранить дыхание для тех мест, куда уже не проедешь.













^ En Route. Наивная я почему-то думала, что если у нас есть задание, то мы и будем выполнять задание. Все никак до этого дня не могла понять, что и Ольга, и мои прекрасные спутники, и многочисленные хозяева -- а все те, кто были там не я, были хозяевами -- считают, что Мне Надо Показать Осетию. Всю. У Ольги было даже свое слово для этого -- она хотела, чтобы я "вдохновлялась". Я раза три послушала про "вдохновляйся", не удержалась и сказала, что вдохновляюсь вообще легко, с полпинка, могу вдохновиться даже не глядя, не отходя от кассового аппарата, железного душа и исполненного жидкими кристаллами монитора... но нет. Никто ведь не осознает то, какими простыми тропами ходит вдохновение, для появления которого иногда бывает нужна просто темнота, а для излияния -- клочок бумаги и белый карандаш. Ладно. Не ворчать в строю. Итак, наивная я думала, что когда мы доехали до отсутствия машинных троп и присутствия неподдающейся офроуду кривизны склона, когда мужчины поперекидали все мешавшие им камни и мы наконец-то пошли в гору, мы пойдем к святилищу. Не тут-то было! Мы пошли к замку Цаплаевых! В тот день уже привыкший носить на каждой ноге по полтора килограмма защиты от дурака в горах Дистан затянул свои прекрасные Гортехи не на шутку. За что и поплатился -- в левую щиколотку ему Врезалось. Терпела довольно долго, но потом все же присела на пенек (на камушек), распеленалась, подсчитала-прослезилась, достала одноразовые платочки, подложила. Пошли дальше.












^ En Route-2. Время от времени развлекалась фотографированием любимых растений: чертополоха, крошечного шиповника и неизвестных синеньких скромных цветочков. Иногда с ужасом шла по глубокой траве ("Раньше-то здесь каждый сантиметр был выкошен!") -- боялась ползливых, преодолевала. Но мне было нескучно. Передо мной шел Федар. Те, кто разглядели кое-какие фотографии, уже увидели, какой он -- мягкий интеллигент в городской одежде и городских туфлях, который все то время, что мы шли с ним, не просто не терял дыхания, но рассказывал и... шел спиной вперед. Ибо ему (как преподавателю) было привычнее смотреть в лицо собеседнику. Ну, с таким провожатым и не похромаешь, и не позапыхиваешься. Знай только жми на кнопку диктофона. Костя потом сказал, что на альпинистских курсах их учили ходить по горам "походкой барса оленьими тропами". Я это внутри себя говорила, вместе с прочими мантрами типа "тихо, спокойно, вдох, выдох". Потом, когда мы лезли на еще более настоящую кручу и я, наивная, озаботилась только вопросами выживания, сверху донесся мягкий и доброжелательный голос Кости: "А вот видно, что Д. на курсы альпинистов не ходила!" "Это почему это видно?!" -- возмутилась я, крайне гордая тем, что до сих пор еще не лежу где-нибудь внизу, глядя своими прекрасными карими глазами на кружащихся коршунов. "А потому что вы ноги перекрещиваете!" От возмущения я забралась туда, куда надо было, чуть быстрее, чем могла, но не успела ничего сказать, т.к. за меня вступился Артур: "Д., а ты пригласи Костю покататься на коньках и тоже ему скажи, что он ноги не в те места ставит!" (Артур был в курсе моих былых фк достижений). Вот так, за шутками, да прибаутками, на полутора ногах мы и шли. Вверх.

Должна сказать, что счастлива еще кое-чему. Всего один раз кто-то попытался сказать про "альпинистку мою, скалолазку мою", и это была Ольга, которая правильно восприняла гробовое молчание в ответ на, и больше ни альпинистку, ни скалолазку не вспоминала. И, слава осетинским богам, никто не говорил, что "лучше гор могут быть только горы". Я, конечно, жалею жертвенного барашка, но вот певуна скинула бы. Как пить дать.

Добре дошли-1:














Замок Цаплаевых был выстроен на горе и на скале. Он не высечен из этой скалы, а сложен из камней. С определенного ракурса он похож на корабль, а добраться до него можно, только если взобраться конкретно на эту скалу, что мы и сделали. Высоко. Камни. Вид из окна. Мой дом -- моя крепость.

Добре дошли-2:










Боевая башня Седанати (Седановых). Три месяца осаждавшаяся... Но лучше несвоими словами, т.к. те, которые будут потом свои, надо извлекать из диктофона.

"Не доезжая селения Задалеск перед путниками слева открывается вид на развалины старинной крепости Седановых с башнями и пристройками. Некогда персидский шах направил свои войска в Осетию. Но недоступной оказалась эта башня, не стали покоряться семь братьев Седановых иноземным поработителям. Убедившись в своем бессилии, враги закрыли все выходы из башни к воде, но три сестры Седановых с наступлением темноты спускались незаметно к соседнему ручью, набирали в кувшины питьевую воду и приносили братьям в башню. Враги выследили девушек, но, несмотря на пытки, сестры не выдали тайный вход в крепость. Враги казнили сестер. Но только свершилась казнь - подул сильный ветер, полил дождь, как из ведра, сверкнула молния, началась гроза. Пошатнулась и рухнула огромная скала, под которой расположились враги, навеки засыпав их валунами. Утром братья нашли тела убитых сестер, похоронили их и по обычаям гор поставили три надгробных камня-памятника". (Б. М. Бероев: "По Северной Осетии")

Федар сказал, что непонятно, отчего Седанати осаждали целых три месяца. Федар говорит, что искали легендарное золото асов. Федар его и сам искал с риском для головы или других частей тела. Но не на шёл.

К сожалению, фотографии не передают высокогорности этой башни. Когда ее снимаешь снизу, ее развалины сливаются с горой, да и высоко очень. Очень, очень, очень высоко. А когда ты уже на ней (о, господи, если бы не matter-of-factness моих спутников и не привычка всегда делать вид, что все в порядке, я бы туда не дошла), фотографируешь окрестные стены гор, ибо там и стоять-то толком негде, чтобы снять саму крепость. А вот навернуться, и падать долго, долго... -- есть где! Забегая вперед, скажу, что когда мы добрались, наконец, до нужного святилища, я спросила Федара, есть ли где-нибудь в ущелье христианский храм. Федар задумался, сказал, что вроде нет, а что. Я говорю -- да перекреститься на что-нибудь необходимо. С другой стороны, храм там был вокруг, так что вопрос разрешился сам собой.

Дигоризад:



























Святилище Дигори Изад. Его снизу вовсе не видно -- это пещера в горе, вход в нее скрыт нижевыступающими скалами и прочими помехами. Когда мы туда забрались, там уже было два осла и люди. Честно говоря, воздуха во мне на тот момент было мало, а женщины, тусовавшиеся на небольшой площадке перед пещерой, сразу сказали, что с "сестрой" (это я сестра) пора и познакомиться. Потом до меня дошло, что слухи в горах расходятся быстро, и вся наша заварушка с жертвоприношением, пока мы добирались до святилища, разошлась еще и по окрестности. Мне на тот момент не только не хотелось знакомиться, но и вообще, выдыхая, произносить какие-либо звуки, но, как обычно, это ни на чем не отразилось, и мы успешно познакомились -- с женщиной с оранжевыми волосами и в оранжевой помаде и с ее более тихой компаньонкой. В святилище я было заглянула, узнала от оранжевой женщины, что "нам туда нельзя" (ибо мы, повторюсь, -- женщины, а в святилище могут заходить только мужчины, и на следующий день этот запрет был соблюден неукоснительно), что-то пробормотала себе под нос о том, что раз нельзя, то пусть статью тогда и пишет кто-нибудь из присутствующих мужчин, посидела на пеньке, пообщалась с ослом (да-да, помню, что осел -- добрый и хороший человек), немного пришла в себя, выслушала от оранжевой женщины, что она поднялась сюда уже полтора часа как, а все не может отдышаться... А еще местная. А я вот поднялась в крепость, а потом в замок (или наоборот), и только потом в святилище, и вместо левой ноги у меня копыто, но отдышалась почему-то довольно быстро. Этого всего я ей не сказала, ибо.

Тем временем наши лихие спутники с правильным набором хромосом милостиво разрулили ситуацию. Ну, а как ее не разрулить, если Ольга -- женщина, и я -- женщина. Ей снимать, мне -- описывать. Зря, что ли, "барашку" жизни решили? В общем, головной убор на голову и вперед. В смысле, внутрь. То, что внутри, на фотографиях. Очень портит это все обилие пластмассы -- бутылки, клеенки, стаканчики и просто мусор. Снимать извилисто, увы, пока ни у кого не выходит. Увы, не все присутствовавшие мужчины красочно одеты. Ну -- как есть, так есть. Рога и черепа -- это все жертвенное. Мясо барана варят в котле, а из легких делают несколько "шашлычных" шпажек. Потом на столе это выкладывается так, как на фото, -- голова, кусочек кишки, сердце, все это символы. Пьется во время ритуального кувда-застолья специальное пиво, ужасно вкусное, не пиво, а квас, я бы сказала. Его, правда, было немного и напиться (в смысле, не надраться, а напиться, чтобы не было жажды) им в рамках осетинского застолья невозможно -- с долгой иерархией тостов и выпивания напитка. На стене святилища непонятного происхождения белый крест, который не исчезает и ничем не смывается. А Артур держит в руке прямейшее древко копья, наконечник которого, по его словам, кто-то украл (все кивают на туристов). Ритуальная чаша -- с ручками-рогами. Мясо очень нежное, Костя называл его "шоколад". Ну и обязательно три пирога и верхний, треугольный.

Вертикаль:










Алтарь (если это алтарь) довольно сложный. Ну и вокруг масса того, что я назвала бы амулетами. В частности, цепь для котла, которой придается большое значение. Где-нибудь тут необходимо сделать отступление и рассказать об Ольге. Оля по образованию то ли геолог, то ли биолог, и в местные-родные горы ходила поначалу по долгу службы. А потом, как она сказала, ей захотелось приносить красоту с собой назад. И она освоила профессию, да так хорошо, что у нее были выставки в Америке, по всей Руси великой, она преподавала и т.д. При этом она удивительно сочетает в себе пробивную силу и скромность. Пробивная сила выразилась в том, что она вытрясла из ВС (из которого что-либо вытрясти, в общем, довольно сложно) эту тему в сжатые сроки, затем вытрясла из моего начальства меня (а не "мальчика" -- от мальчика она отказалась наотрез, мотивировав это бытовыми причинами, а на самом деле потому что ей не нравилось, как он пишет, а писать надо было о ее любимой Дигории), а потом мягко, но настойчиво формировала маршрут и т.д. Ольга перенесла автокатастрофу, поэтому когда Артур, виртуально поплевав на ладони, бросал УАЗ на покорение какого-нибудь особенно непроходимого местечка, она тихо вылезала из машины и шла общелкивать окрестности. Она вообще с нами не ходила -- мне говорила, что "плохо ходит, что останавливается через каждые десять шагов, т.к. ей надо дышать" и т.д. По моим наблюдениям, ходит она распрекрасно, все тропки знает наизусть, и, в частности, в этот день, когда мы ее просто потеряли возле замка Цаплаевых, она потом возникла, как какой-то дух, на дорожке выше нас с Федаром, и только что не сказала очередную фразу насчет "Что это вы тут делаете?" Вот и в святилище. И я снимала, и Ольга снимала. Но я -- как могла, а она -- высококлассно. Потом, когда выйдет (ТТТ, ттт) статья, покажу ее фото.

Ну, вот. Мы проходили кувд. Мне разрешили сказать тост, и я сказала про короля Артура (который, естественно, оказался осетином) и про квест. И оказалось, что у осетин есть круглый стол (о трех ногах), и нетонущий меч (и выброшенный меч) у них есть, и Чаша тоже. В общем, мы оставили мужчин докувдывать, а сами полезли вниз. Странная оранжевая женщина почему-то попыталась меня уверить, что приехала на нашей машине, но, видимо, что-то спутала. На нашей машине приехали мы. Никто не в обиде, я просто не поняла, что это было. Впрочем, у всех есть некоторый опыт общения с мифоманами, и большинство людей знает, что такое отклонение существует в природе, просто я вот каждый раз не могу диагносЦировать его сходу и долго удивляюсь.

Добре Дошли-3














Задалеск. "В районе Задалеска находится дзуар - святилище матери Задалеска. Предания говорят о его существовании со времени, когда аланы были разгромлены во времена татаро-монгольского нашествия. Именно в ее образе в народе хранится память о суровых днях борьбы горцев с поработителями". (Ibid)

То есть, только подумала я, что остаток моей левой ноги доедет до турбазы и упокоится в протянутом состоянии, но не тут-то было. Надо было посмотреть Задалеск. Я немного раньше рассказывала о Задалеск-Нана, спасшей детей, о статуэтке в ее музейчике... Ольга сказала, что музей наивный, но я не согласна. Он совершенно правильный. Еще удивительно, что манекены Нана и детей -- как живые. А когда прибежал туда настоящий ребенок, я не могла его схватить толком -- он просто пришел и сел на лавочку рядом с теми, древними, детьми, возле их манекенов, и на фото вышел привидением. Ребенок удивительно обаятельный. Дал подержать себя за холодные ладошки, принял конфет, позволил потетешкать и был похож на китайчонка.

А потом мы нашли Грааль.

lux, Мифология, pics, Путешествия, Кавказ, work, alania, links, up

Previous post Next post
Up