Lux-2.
Надо разбираться с поездками. А то, бог даст, будут другие, а еще старые волочат шлейф... Кажется, мы поехали в Сен-Шапель из Сен-Дени. Высадились из метро на Ситэ, дошли, отстояли адскую очередь в два рентгена (в один из них, как уже писал Рю, некий турист-умелец с большим трудом пытался пропихнуть промышленного размера рюкзак, увешанный котелками и кружками; поневоле станешь снобом, хочется сказать, что с рюкзаком надо по рекам сплавляться и песни петь под гитару, а в Сен-Шапель надо бы прилично одетым, причесанным, с одеколоном на морде... Но ладно. Музеи людям.), потусовались еще в очереди на входе, слушая какого-то персонажа с железной пластиной во лбу (видимо, сомнительные лавры полевого командира не давали ему покоя, а может, он был вскормлен какой-нибудь иной, сугубо терминаторской традицией, что не мешало ему иметь самый омерзительный из всех американских акцентов, в который [в акцент] он порой вставлял французские слова, пытаясь склеить какую-то женщину с дочерью, не помню, а на голове у него была кретинская шляпа, и руками он изображал манэры, и голос пытался сделать кошачьим, щас меня вырвет), но вошли. За нами задвинули металлическую перегородку: вошли в последних рядах. Внизу "для челяди", темно, сувениры, надо наверх. Наверх -- по узкой винтовой, идешь, не приходя в сознание, и выходишь. Дальше начинается аттракцион под названием "Человек входит в Сен-Шапель".
"О, Господи", -- сказала я, произнеся "Господи" с прописной буквы. Хапнула воздуха и встала. Потом села рядом с дверью на каменную приступочку, и мы стали смотреть, как входят люди.
"Ох!"
"O, Madonna!" -- сказал итальянский джентльмен, который, кажется, как узрел Ее, поднявшись, так все время и видел, фото его ниже, вы поймете, почему я смотрела на него... не только на Сен-Шапель.
В общем, люди поднимались к Свету, не ожидая этого. Свет встречал их как добродушный Раскольников с топором в нервной разночинной руке и -- бах! по лбу! Полное оглушение красотой.
Сен-Шапель состоит из витражей. Часть отреставрирована, часть нет. Там по периметру стоят стулья, надо сидеть и смотреть. На стенах там нарисованы красные драпировки со странными креатурами -- например, с цаплями, кусающими себя за ногу.
Еще одно место, в котором кажется, будто Создатель, заботливо смочив ветошь, протер тебе мозг, стерев с него пыль и плесень. Глаза тоже омывает... Светом, светом.
Бонусы, главный из которых заключается в отсутствии традиционных видов Нотр-Дам: