Неуспешный ребенок: как быть? (часть 1)

Oct 21, 2020 20:07

Школьная дезадаптация незаметно стала нормой жизни. Так, во всяком случае, говорят отечественные исследования: до 80% детей сталкиваются с этой проблемой.



Да, вы не первые родители, которые чувствуют вину, раздражение и бессилие перед современной образовательной системой в нашей стране. Есть ли выход? Есть. Главное, приготовиться действовать последовательно и настроиться на долгую работу.

Найдите «слабое место»

Школьная дезадаптация стоит на «трех китах»: это успеваемость, здоровье и общение. Определите, что именно стало причиной проблем в школе у ребенка. Однако не торопитесь делать выводы.

Ребенок приносит одни двойки? Дело не обязательно в плохом понимании материала. Возможно, он стесняется отвечать у доски. Или не смог наладить контакт с учителем. Может быть, он прекрасно считает в уме и помнит стихотворение, которое выучил накануне, однако не может сосредоточиться.
Чтобы разобраться, в чем дело, стоит поговорить с ребенком. И не ждать ответов на все вопросы сразу. Однако вы определенно сможете сделать полезные выводы после доверительного разговора.

Контролируйте собственные чувства

Бывает такое: в ситуации, когда ребенок ждет поддержки, родитель не может ее дать, потому что вспоминает собственные неудачи в школе, погружается в пережитые эмоции, страхи и начинает вместо помощи демонстрировать свою уязвимость.

Мама-отличница испытывает дикий ужас оттого, что ее ребенку поставили тройку по математике. И ощущает эту оценку как свой собственный провал. Вместо того, чтобы прийти к конструктивному решению, она принимается изливать на ребенка гнев, разочарование, страх. Увы, толку от этого никакого. Ребенок ощущает себя непонятым и очень виноватым.

Лучшее, что можно сделать - идти к психотерапевту. Порой выясняется, что ребенок-то учится нормально, просто не соответствует воображаемому малышу-отличнику в голове своих родителей. Все облегченно выдыхают. И учатся жить в этой новой реальности.

Важно контролировать то, что говорите, и не торопиться демонстрировать ребенку весь спектр своих негативных эмоций. Старайтесь сохранять объективность, последовательность и справедливость. И помните о цели: вы хотите, чтобы ребенку стало проще учиться. Излить свой гнев, немедленно добиться исправления всех оценок и одобрения учителя - неподходящие цели. Действуйте маленькими шагами, избегайте наполеоновских планов и положительно подкрепляйте любые успехи ребенка.

Налаживайте режим дня

Ребенок, который весь день отдыхает за играми в планшете, потому что «устал от школы», а ближе к ночи садится за домашнее задание, рискует усугубить свои проблемы с учебой. Нарушение выработки мелатонина, дефицит серотонина и общее утомление будут действовать в такой ситуации заодно с бездушной системой образования.

Поэтому режим стоит тщательно продумать и неукоснительно соблюдать. Приоритет - качественный отдых. Три часа английского ежедневно - не самое лучшее решение. А вот бассейн или танцы несколько раз в неделю, а также пятнадцать минут английского каждый день перед сном - куда более разумный вариант.

Обратитесь к специалисту

Если вы видите у ребенка признаки тревоги, сниженное настроение, беспричинные страхи и другие настораживающие симптомы, нужно обратиться к врачу. Иногда несносный ребенок, который изводит весь класс и учительницу, оказывается обычным человеком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Бывает и такое, что проблемы с чтением обусловлены дислексией. Или у ребенка настолько зашкаливает тревога, что он не в состоянии ни на чем сосредоточиться.

Иногда причиной школьной дезадаптации оказываются и телесные заболевания. Это может быть анемия, снижение функции щитовидной железы, дефицит витамина D и многое другое.

Не стоит надеяться, что к каждому ребенку в школе будут искать особый подход. Однако специалист поможет определить направление, в котором нужно двигаться, чтобы вы помогли ребенку успешно учиться. К счастью, в большинстве случаев это вполне возможно.

Хорошая новость: лекарства не нужны

В любой отечественной публикации, посвященной школьной дезадаптации, врачу непременно посоветуют назначать ноотропы, витамины, адаптогены и порошок из корня мандрагоры в сиропе из гривы единорога. И все это - не глядя на анализы, ведь все равно «вреда не будет».

К счастью, в большинстве случаев такой «детский биохакинг» не нужен. Полезно обследовать ребенка: сделать анализы, которые обычно доступны в ближайшей поликлинике. Их можно дополнить определением уровня сывороточного железа, ферритина, трансферрина и уровня витамина В12 при подозрении на анемию. Также можно выяснить, нет ли дефицита витамина D - в наших широтах это частая проблема. И только тогда получить от врача рекомендации по коррекции того или иного дефицита.

Так как дефицита иммуномодуляоров, ноотропов или адаптогенов, равно как биодобавок, в организме не бывает, то и принимать их не нужно.
Главная цель родителей в борьбе со школьной дезадаптацией - быть заодно с ребенком. И не забывать демонстрировать ему это. Вместе у вас куда больше шансов преодолеть все трудности и неудачи в жизни школьника.

Больше интересного тут: https://sunmag.me/

общество, дети, образование, sunmag

Previous post Next post
Up