Лора Джейкобс, «Небесные создания»

Jul 13, 2020 16:35

Книга Лоры Джейкобс - личный взгляд на балет. Название обманчиво: кажется, будто нас сейчас научат смотреть «Лебединое» отстраненно, объективно, может, даже профессионально. Но...

На самом деле, эта книга о том, что балет - всегда волшебство. Все, что вы можете - открыть ему свое сердце и позволить истории, которую рассказывают музыка и танец, увлечь и очаровать вас. Неважно, смотрите вы свой первый балет в концертном зале провинциального городка, где перед началом на полу растягивают специальное покрытие (главное, не сидеть в партере - топот будет немыслимый), или в десятый раз по семейной новогодней традиции пришли в Большой на «Щелкунчика». Неважно, балетный критик вы или пятилетняя девочка. Балету все подвластны. Зрительский опыт, уровень доходов, степень искушенности едва ли имеют значение.



Эта книга поможет лучше разбираться в том, что происходит на сцене. Вы узнаете, чем арабеск отличается от аттитюд, а па-де-де - от па-де-сёль. Вы убедитесь, что в балете нет места импровизации, а за трепетом и волшебством стоит техника (впрочем, вы и так это наверняка знали).

Вы пройдете краткую историю балета и посмотрите на известных танцовщиц и танцовщиков будто на расстоянии вытянутой руки - как на обычных людей, а не небожителей.

В этой книге много личного, субъективного, живого - и в том ее прелесть.

Хотя, на мой взгляд, она не лишена недостатков. Гомосексуальность Чайковского, к примеру, объявляется автором как общеизвестный факт. Хотя сотрудники музея Чайковского в Москве не разделяют уверенности автора и говорят, что у нас есть только неоднозначные сведения, а письма и документы можно трактовать как угодно. Петр Ильич был знатный ипохондрик и трудный в общении человек - это мы знаем наверняка. Все остальное великий предпочел скрыть от обывателей. А потому вряд ли одобрил бы столь вольные интерпретации своей жизни.

В книге немало опечаток - редакторская работа тоже далеко не блестящая. И иллюстрации. Они выглядят как дебютная работа молодой художницы - и это, увы, полный провал. Ее коренастые, крепенькие балерины напрочь лишены мышечного рельефа, легкости, грации и выворотности, Нуреев похож на садового гнома, в общем, не задерживайтесь на вкладке с иллюстрациями, чтобы не портить себе впечатление.

Но все-таки эту книгу стоит читать, потому что она вдохновляет. Автор знает и искренне любит балетную жизнь, несмотря на все ее трудности. Она каждый раз очаровывается действием, что происходит на сцене. И это магически действует на простого читателя вроде меня, заставляя с нетерпением ждать открытия концертных залов, чтобы забронировать на декабрь три билета на «Щелкунчик» и посмотреть, что будут давать осенью в РАМТе и Кремле.

балет, книги

Previous post Next post
Up