#марьсергевначитает
«451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери - одна из самых известных антиутопий, которая значится в списках вроде «100 книг, обязательных к прочтению».
Что ж, сделаю камингаут. Я ее не читала. А когда муж подарил мне ее в формате графического романа, иллюстрированного знаменитым художником-комиксистом Тимом Гамильтоном, отложила ее в долгий ящик. И не читала два года.
Мне казалось, что комиксы - это как живопись. И читать эту книгу надо не когда хочется читать, а когда хочется смотреть картинки. А так как этого художника я не знала, то и картинки его мне смотреть не то чтобы очень хотелось.
В общем, стереотипы, которые мешают нам пробовать новое, во всей красе.
Что-то поменялось в моем сознании после графического романа Тилли Уолден «Пируэт». Меня захватила эта книга. Во многом - благодаря рисункам. Очень быстро привыкаешь к их ритму и погружаешься в повествование с головой.
С романом Рэя Бредбери проучилось так же. Вот ты открываешь первую страницу - и вот уже размышляешь о том, чем станет мир, в котором нельзя читать книги.
Актуальный вопрос в нашем современном мире, где человек способен воспринимать только короткие структурированные тексты с картинками, а внимание на странице держит не более 11 секунд, не правда ли?
Идея антиутопии пришла Рэю Бредбери как ответ на сжигание неугодной художественной литературы в нацистской Германии (тут сразу вспоминается «Книжный вор» Маркуса Зузака - одна из моих любимых книг).
Чем был бы мир без Шекспира? Когда я перечитывала «Укрощение строптивой», мне пришло в голову, что это было первым подобием стендапа. Потому что это очень смешно. И всегда актуально. В графическом романе с интересом рассматриваешь обложки книг, которые скоро сожгут. Шекспир - первая обложка, которая бросилась мне в глаза на страницах комикса.
И вот обдумываешь, чего бы лишился мир без этой книги. А без той?
Наверное, найдутся те, кто возразит: книги утратили свое очарование. Будущее за смешными видео из Тик-тока, короткими заметками в инстаграме и фотографиями на крупных интернет-ресурсах.
С уверенностью отвечу, что это не так. Потому что книга - одно из немногих развлечений, которые захватывают все наше внимание надолго. Они дают мозгу столь необходимые новизну и интеллектуальный вызов. Книголюбы меня поймут, когда я скажу о радости, что сопутствует осторожному перевертыванию обложки. Запах типографской краски, приятная гладкость страниц - все эти прекрасные моменты бурления дофамина в мозге, которые и дают особенное и ни с чем не сравнимое предвкушение счастья.
В момент написания романа альтернативой книге были только телевизор и радио. И Рэй Бредбери, конечно, говорит не об утрате для заядлых книголюбов, которые помешаны на запахе бумажных страниц, ведь сегодня у нас есть ридеры с электронными чернилами, библиотека в смартфоне, аудиокниги, научно-популярные видеоблоги и множество других источников получения информации. Он говорит о том, как важно мыслить. Анализировать. Подвергать критике любое утверждение. Как важно создавать какие-то умозаключения самому, усложнять свой индивидуальный «набор для творчества», который складывается из личного опыта и полученных знаний. Не пользоваться «мысленными полуфабрикатами», а давать мозгу возможность работать. Не ограничиваться изучением правил орфографии в учебнике, а видеть, как это работает в литературе, как это оживляет текст и будит воображение.
Говорить о том, что Рэй Бредбери - «мастрид», даже как-то неловко. Но это издание в виде графического романа - нечто особенное. Полистайте, если будет такая возможность. И обнаружьте себя через два часа в конце книги, перелистывающим последнюю страницу со смешанным чувством грусти, оттого что она так быстро кончилась, и удовольствием от совместной работы великого писателя и гениального художника.