Фильм "Танцовщик" (2016)

Mar 11, 2018 22:42

В длинные выходные решила устроить балетный марафон и посмотреть много разных хороших фильмов, чтобы вдохновиться и дотянуть наконец 2 недостающих сантиметра шпагата.



Лучшее из увиденного - документалка Dancer о Сергее Полунине. Мысли, как обычно, на медицинскую тему. Ну, это помимо того, что Полунин очевиднейшим образом бог, который попал каким-то неясным способом в наш бренный мир и смеясь нарушает все законы физики во имя искусства (не без помощи дисплазии соединительной ткани, о чем говорят нам его эльфийские острые уши, тонкая кожа, длинные пальцы и еще ряд признаков - но это как раз явление в балете заурядное; исследования показывают, что более чем у половины танцовщиков балета обнаруживаются признаки дисплазии соединительной ткани).

Сергей очень интересно говорит о боли - так, что сразу становится понятно, что не лукавит и нет тут режиссерского преувеличения. Фильм начинается с того, что он закидывается перед выступлением неизвестными препаратами и полирует это дело нурофеном. Что помогает не чувствовать боли, которая появляется во время и вне тренировок. Он говорит о своем теле как о тюрьме - весьма комфортабельной тюрьме из ювелирно проработанных мышц и идеально растянутых связок, которое болит: во время и после выступления из-за запредельных, нечеловеческих нагрузок, и на следующий день, если эту нагрузку телу не дать. Он упоминает о кокаине и алкоголе - не как о способе снять психическое напряжение, хотя и это очевидно тоже, а прежде всего как о способе не чувствовать боль на сцене. И это история о том, как можно сломать собственную систему обезболивания с ее опиоидными рецепторами - невероятной, за пределами человеческих возможностей, физической нагрузкой. Увлечение татуировками - тоже не случайно, это часть нарушенных отношений с собственной нейромедиаторной системой мозга, способ получить немного эндогенных морфинов из боли, попытка приручить болевой синдром, раз уж он стал постоянным спутником жизни.

И эта метафора "тело как тюрьма", сказанная едва ли не самым физически совершенным человеком на планете, напоминает мне о синдроме locked-in, или синдроме запертого человека, когда поражение основания мозга (чаще всего из-за инсульта) "блокирует" человека в собственном теле: он не может шевелиться, говорить и ничего не чувствует, а может лишь моргать - и иногда обучается взаимодействовать с окружающим миром при помощи моргания, как журналист Жан-Доминик Боби, история котрого легла в основу фильма "Скафандр и бабочка".

Парадокс: тело с супервозможностями может стать такой же тюрьмой, как тело, которое совсем не подчиняется владельцу. Есть в этом какая-то особая печальная философия, не правда ли? Стальная воля, уникальные данные, дьявольское упорство, актерский талант - и вот все это дается одному человеку, и... Не делает его счастливым. А выход, как всегда, в поиске гармонии. Не в работе на износ и не в уходе из балета, а в чем-то между, в постоянном поиске нового, потому что достигнутые вершины быстро перестают быть привлекательными.

Фильм "Dancer" прекрасен и очень глубок.
Он многое объясняет в истории человека, которому выпал шанс стать немножко богом - и он его использовал. Но счастье к комплекту "Бог 2.0" не прилагалось, и его пришлось добывать самому.

Если нужно немного вдохновения - этот фильм его подвезет, проверено.

кино, боль

Previous post Next post
Up