Предисловие
Автор рассказывает о том, с чего стартовала его карьера, вспоминает далекий 1984 год, свои первые произведения. Также он описывает карнавал на Хэллоуин в Лос-Анджелесе, на который пригласил его друг.
1. Книга крови (The book of blood)
В местечко с плохой репутацией (дом 65, по улице Толлингтон Плейс) приезжают доктор Мери Флореску, ее ассистент и помощник Рег Фаллер и студент-«медиум» Саймон Макнил. Мери ищет доказательства существования и проявления загробного мира. При этом Саймон мошенническими методами создает в комнате дома эффекты, как будто мертвецы действительно подают сигналы и знаки с того света. В результате это злит настоящих мертвецов. Они проявляют себя, и Мери видит, как они открывают вход в той комнате, где находится для эксперимента Саймон.
В итоге ассистент погибает, слащавый студент-аферист изуродован (на его коже мертвецы делают свои надписи), доктор получает подтверждение существования мира мертвых.
Второй сюжетной линией параллельно проходит страсть Мери к Саймону. Автор совмещает, как и во многих своих ранних произведениях, в данном рассказе мистическую компоненту, ужас, проявленный загробный мир и порочную страсть взрослой замужней женщины к молодому студенту.
Следует отметить, что по мотивам данного произведения в 2008 году был снят фильм с одноименным названием (
http://www.kinopoisk.ru/film/404259/), увидевший свет в марте 2009 года. Фильм, надо заметить, достаточно неплохой.
2. Полночный поезд с мясом (The midnight meat train)
Леон Кауфман - житель Нью-Йорка. Он переехал в столицу четверть года назад и очень мечтал об этом. Но Нью-Йорк вовсе не оправдал его надежды. Автор описывает мрачный мегаполис глазами героя. Картину статистики убийств, самоубийств и прочих негативных социальных явлений пополняет еще и некий маньяк, орудующий в подземке Нью-Йорка. Найдено уже несколько профессионально разделанных тел.
Диалог Кауфмана в баре с неким мнительным посетителем описан с особым омерзением и пренебрежительностью.
Далее появляется новый герой - Махогани. Его профессия, точнее, род его деятельности значительно отличается от деятельности других нью-йоркцев. Он служит древним существам - Отцам, основателям города, которые питаются мясом людей. На этих существ работает целая сеть. Махогани убивает людей (оставшихся одиноких пассажиров последних рейсов перед конечной станцией), разделывает их. Затем они с машинистом подземной электрички отвозят трупы на неизвестную людям скрытую станцию. Там человекоподобные древние существа начинают свою трапезу.
Получается так, что офисный работник Кауфман и убийца-мясник Махогани оказываются волей судеб в одном и том же ночном поезде метро. Махогани учиняет свою кровавую расправу в одном из вагонов и чудом не замечает заснувшего в другом вагоне Кауфмана. Тот просыпается, наблюдает тайком за происходящим. При попытке убежать в дальние вагоны Кауфман все же обнаруживает себя. Между ним и Махогани завязывается схватка, в которой победу одерживает офисный служащий.
В результате он становится очевидцем трапезы странных существ. И они назначают его новым Ночным Убийцей.
По мотивам сюжета рассказа Р. Китамура снял в 2008 году фильм с оригинальным названием «The midnight meat train», который известен в переводе на русский как «Полуночный экспресс» (
http://www.kinopoisk.ru/film/258775/).
3. Йеттеринг и Джек (The Yattering and Jack)
По данному рассказу сборника вышел бы неплохой фильм в стиле комедии ужасов. Именно своей стилистикой и содержанием миниатюра несколько выбивается из общей концепции рассказов «Книги крови 1».
Джек Поло - совершенно инфантильный во всех отношениях гражданин (кроме наличия своего небольшого бизнеса). У него обычная семья: жена, двое дочерей; имеется свой дом. Жена направо и налево изменяет Джеку. Но он совершенно не драматизирует данное обстоятельство. Герой остается столь же спокоен и невозмутим, когда его супруга кончает жизнь самоубийством, а дочери покидают родной дом. На все перипетии жизни Джек говорит так: che sera, sera (лат.) - будь, что будет.
Йеттеринг - демон, стоящий весьма низко в адской иерархии. Его задача - достать Джека Поло, свести его с ума, разозлить его, сподвигнуть на злые, агрессивные, необдуманные поступки. Короче, - захватить его душу и отправить в ад, своим хозяевам. Задача демона осложняется тем, что Поло совершенно невозмутим и индифферентен практически ко всему. Плюс к этому на Йеттеринга распространяются некие неписанные правила, которые он обязан соблюдать: не дотрагиваться до искушаемого им человека, не покидать границ его дома. В случае нарушения этих правил демон переходит во власть человека, за которым он закреплен. Йеттеринг на грани отчаяния. Он даже просит свое инфернальное руководство поменять ему задание, но то остается непреклонно.
Предприняв самые отчаянные попытки, Йеттеринг все же смог сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Он пользуется подходящими обстоятельствами, когда в канун рождества к Джеку приезжают в гости его дочери Аманда и Джин. И, казалось бы, практически достал Джека Поло, но…
4. Свиньи Тифердауна (Pig blood blues)
Бывший полицейский Рэдмен поступает на работу воспитателем в детское учреждение (Специальный Центр, более похожий на тюрьму), где содержатся лица с девиантным поведением. Заведение встречает его сразу очень странно. Среди сотрудников и воспитанников царит какое-то странное молчание, будто их всех связывает некая страшная тайна.
Сначала Рэдмен общается с доктором Ловерхолл. Она объясняет ему его функции, нюансы будущей работы. Во время их разговора во дворе между воспитанниками происходит драка, в результате которой один из мальчиков - Томми Лью - оказывается побитым. Но реакция на инцидент сотрудников учреждения, которые практически никак не реагируют и сваливают вину на пострадавшего, очень настораживает Рэдмена.
Далее Рэдмен начинает общаться с этим мальчиком Лью. И тот рассказывает ему невероятные, непостижимые для понимания вещи. Будто бы в их Центре в свое время был такой воспитанник как Кевин Хенесси. И он, согласно официальной версии, сбежал. На самом же деле он покончил с собой, повесившись в хлеву, что находится в небольшом отдалении от основного здания, за игровой площадкой. Живущая там свинья обглодала его, и теперь Кевин живет в ней, вещает из нее и требует новых жертв. Лью боится быть принесенным в следующую жертву свинье.
Затем события разворачиваются достаточно стремительно. Лью похищен подростками, с одним из них, по имени Слейп, который отвлекал внимание, у Рэдмена завязывается схватка. Слейп набрасывается на Рэдмена с ножом, пытаясь препятствовать поискам пропавшего Лью. В результате Слейп погибает в драке.
Рэдмен направляется к хлеву, где в этот момент разворачиваются ужасные события. Несколько детей, а также доктор Ловерхолл присутствуют при каком-то обряде. Рэдмен видит, что тело Лью лежит без чувств, а возле него расхаживает большая свинья. Ловерхолл набрасывается на Рэдмена. В драке ее распущенные волосы вспыхивают от одного из факелов, она падает на стог высушенной травы и вспыхивает. В результате она погибает в огне. Весь хлев охвачен пламенем пожара. Рэдмен выносит из горящего помещения полубесчувственного Томми Лью, и обнаруживает на балке сарая висящий высохших труп Хенесси, обглоданного снизу свиньей. Рэдмен полагает, что все закончено, что все происходящее - результат помешательства Ловерхолл и воспитанников. Он приносит Лью в корпус учреждения.
Рэдмен входит в один из кабинетов. Хочет вызвать полицию, но телефонный аппарат разбит. Кто-то внезапно наносит Рэдмену сокрушительный удар, который вырубает его из сознания. Придя в себя, Рэдмен понимает, что на его шее петля, а перед ним Лью верхом на большой изуродованной (очевидно, в пожаре) свинье…
5. Секс, смерть и сияние звезд (Sex, death and starshine)
Режиссер театра «Элизиум» Теренс Каллоуэй ставит спектакль «Двенадцатая ночь». В главной роли должна выступать популярная, но весьма посредственная актриса, его любовница Диана Дюваль. Участие данной актрисы должно привлечь зрителей и принести успех, но репетиции показывают, что она не только безответственно относится к своей роли, но и не обладает талантом, чтоб нормально сыграть ее. О романе между Каллоуэйем и Дианой знает практически вся труппа. Остальные актеры и технические работники театра постоянно выказывают к Диане свое пренебрежение и недовольства ее опозданиями и отношением к работе.
До премьеры остается всего несколько репетиций. Каллоуэй понимает, что это пахнет полным провалом. И хозяин здания, менеджер проекта, бизнесмен Хаммерсмит, наверняка прикроет этот театр, чтобы использовать площади как-то более выгодно для себя. У них по этому поводу происходит нелицеприятный разговор с Каллоуэйем.
На одной из последних репетиций некоторые замечают, что в зрительном зале сидел какой-то странный незнакомец и смотрел за происходящим на сцене…
Когда режиссер остается один в помещении после репетиции и заходит на сцену, чтобы забрать оставленный ранее пиджак, к нему обращается некий незнакомец. Он представляется как Литчфилд - бывший режиссер этого театра. Литчифилд объясняет Каллоуэйю, что при любом раскладе этот спектакль будет для театра последним, что Хаммерсмит намеревается закрыть этот проект по финансовым соображениям. Также он говорит, что ему очень небезразлична судьба «Элизиума». В заключении Литчфилд констатирует, что Виола, которую играет Диана Дюваль, в постановке просто никудышная. При этом он сообщает Каллоуэйю, что ее прекрасно играла его жена Констанция.
Далее между Каллоуэйем и пожилой служительницей фойе театра Телльюлой состоялся разговор о Литчфилде, бывшем когда-то режиссером «Элизиума», и его жене Констанции. Но со слов Телльюлы, Констанция умерла давным-давно, будучи еще в молодом возрасте.
Ричард Литчфилд вновь приходит в театр, он застает Каллоуэйя и его любовницу Диану за занятием сексом. Литчфилд достаточно бесцеремонно просит разговора с глазу на глаз с Дианой. Он настаивает, что роль Виолы должна играть только его Констанция. Мертвец Литчфилд, который просто носит маску, создающую иллюзию кожи на лице, лишает Диану жизненных сил, предварительно высказав ей резкую критику ее актерской игры.
Ввиду того, что играть главную роль теперь некому. Литчфилд убеждает все же Хаммерсмита и Каллоуэйя принять в спектакль Констанцию. Да у них, собственно, сейчас и нет другого выбора.
Далее происходит самое забавное. На спектакль в зрительный зал собираются мертвецы. К Каллоуэйю является его мертвая подруга Диана, которая убивает его пилкой. Он, в свою очередь, является к Хаммерсмиту. В итоге спектакль проходит под дикие овации и стук костей мертвецов в зале. Оставшиеся живые актеры по окончании пытаются спастись за сценой, но там уже вовсю полыхает пламя. Здание театра погибает в огне. Мертвая труппа во главе с Литчфилдом и присоединившимися к ней новыми мертвецами в лице Каллоуэйя, Телльюлы и прочих отправляется гастролировать по миру дальше. В заключении он говорит, что им теперь остается лишь играть живых.
Вполне классический байкеровский рассказ, объединяющий в себе порок живых людей и явление в их мир мертвых. Фамилия предводителя мертвецов-театралов, разумеется, тоже весьма неслучайна. Всем нам прекрасно известно, что такое лич.
6. В горах, в городах (In the Hills, the cities)
Два гея-любовника, Мик и Джуд, путешествуют на автомобиле по Югославии. Хотя они не так давно и вместе, каждый уже весьма пресыщен отношениями и видит в партнере лишь недостатки. Это объясняется огромной разностью характеров и интересов героев. Мик творческий, увлекающийся человек, по роду деятельности - учитель танцев. Ему интересно посетить во время путешествия храмы, культурные достопримечательности. В то время как Джуд - журналист по профессии - интересуется лишь политикой, экономикой, социальной сферой посещаемой страны.
Проехав достаточный путь в поисках очередного храма, который хотелось посетить Мику, высказав друг другу в машине много недовольств и успев остановиться и заняться сексом, молодые люди в итоге понимают, что сбились с дороги. Они пытаются найти правильное направление. Но сворачивают в сторону.
Тем временем в городах Пополак и Подуев практически все население (за исключением разве что совсем малых детей, стариков, недееспособных и калек) готовится к грандиозному событию - смертельному соревнованию, в котором каждый город непосредственно из жителей путем хитроумных механизмов соберет по великану. Эти великаны из людей должны направиться навстречу друг другу для поединка.
Мик и Джуд едут далее на своем автомобиле «фольксвагене» в поисках некоего исторического храма. Внезапно они начинают слышать непонятный гул, стоны (явно создаваемые людьми, но только огромным их количеством). Мик пытается отговорить Джуда ехать дальше, но интерес у того так сильно разогрет, что он наоборот движется навстречу этому шуму в поисках сенсации. По дороге, навстречу автомобилю героев, изливается кровавый поток, будто впереди произошла какая-то грандиознейшая катастрофа. Это был результат разрушения конструкции-великана жителей Подуева. Практически все люди, составляющие каркас великана, погибли, разбившись с высоты или задавив друг дружку. Оставшиеся едва живыми стонали от многочисленных переломов и травм, по сути, не совместимых с жизнью. Мик и Джуд бросают машину и бредут к месту катастрофы пешком. В этот момент один из организаторов местного турнира как раз таки со стороны Подуева, Вацлав Джеловсек, запрыгивает в машину, брошенную любовниками, обгоняет их и мчится вперед. Мик и Джуд бросаются за ним. На месте они застают множество людских покалеченных и преимущественно мертвых тел. Вацлав, обезумев от произошедшего, ходит с револьвером и добивает стонущих горожан. Затем он пускает последнюю пулю себе в голову.
Мик и Джуд, пребывая в шоковом состоянии, плетутся (так как их машина разбита Вацлавом) далее в надежде найти хоть какое-то человеческое жилище поблизости, чтобы восстановить силы, привести себя в порядок и сообщить о происходящем безумии. Они находят все же какой-то один непустой дом, в котором проживают два человека: супружеская пара преклонных лет - старуха и ее муж-инвалид. От усталости герои засыпают. Проснулись они от знакомого гула раскатов, который слышали незадолго до этого. Это приближался великан из людей города Пополака. Стариков охватывает паника, они выбегают из своей хижины. Мик смотрит на приближающуюся фигуру, как зачарованный. На очередном шаге гигантская «нога» фигуры расплющивает дом, Джуд погибает от удара отлетевшей частью стены. Мик же бросается к этой фигуре и сам занимает место в ней на «стопе», движимый лишь одним желанием - стать частью этого единого целого живого организма, этого гиганта, идущего к своей верной гибели.
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Рассказы, включенные в сборник, достаточно давно написаны автором, но любому ценителю жанра прочтение «Книг крови» Клайва Баркера (а всего их 6 частей, в каждой из которой по несколько произведений) доставит немалое эстетическое наслаждение. Все-таки классика есть классика.
06.10.210 г.н.э.