Чем ещё троллейбус лучше автобуса

Apr 11, 2016 19:53

Как многие уже слышали, московская мэрия решила ликвидировать движение троллейбусов в центре города, и, по многим косвенным признакам, на ближайшие годы запланировано сворачивание троллейбусной сети во всей Москве.

Как сторонники решения мэрии, так и защитники троллейбуса уже многократно обсудили свои главные аргументы - троллейбус у нас якобы:
[тут ещё раз написаны аргументы сторон]
  1. медленный (потому что никто не хочет заменить старые стрелки на современные, потому что якобы нет отечественных производителей - теперь есть);
  2. не сильно более экологичный, чем автобус (это если считать, что всё электричество получается сжиганием грязного угля, и не делать разницы от выхлопа в небо над ТЭЦ и в лицо пассажирам, а если так не делать, то от троллейбуса в 5 раз меньше вредных выбросов)
  3. старый (конечно, с 2013 года не закуплено ни одного нового троллейбуса);
  4. требует увеличения мощностей подстанций (которые обслуживали в 5 раз большее количество троллейбусов на тех же улицах в конце 1980-х и сейчас недогружены);
  5. вид транспорта, от которого отказываются во всём мире (на самом деле нет);
  6. требует проводов, которые портят исторический облик улиц (в Москве на Тверской застройка младше троллейбуса, провода - часть исторического облика улиц)


В остальном, кажется, троллейбус - тот же самый автобус? Не совсем. Московские троллейбусы отличаются от московских автобусов ещё в одной небольшой детали, за которую я их очень люблю.

Смотрите: по оси x - время (подряд идут будний день, суббота и воскресенье), по оси y - частота движения троллейбусов в это время, нормированная на среднюю частоту того же маршрута в будний день:



А вот тот же график для автобусов:



У типичного московского автобуса выраженные часы пик (причём их, как ни странно, три), а в межпиковые часы, в выходные и особенно вечером интервал становится в два-три раза больше. Троллейбус этим колебаниям подвержен гораздо меньше.

Получается, что троллейбус предоставляет более надёжный сервис: можно прийти на остановку в любое время и уехать примерно как рассчитывал. Автобус же нормально довозит на работу и с работы, но стоит отклониться от привычного графика, как приходится ждать на остановке существенно дольше.

Для сравнения - трамвай:



у него вообще нет часов пик, ходит как часы с утра до вечера. На выходных там есть даже абсолютно ровные горизонтальные прямые на весь день - это маршруты Краснопресненского депо с их новым модным тактовым расписанием.

Буду рад, если новых центральных маршрутов это не коснётся, центр - это как раз зона, где должно быть много внепиковых поездок. Но у этого различия есть вполне прозрачная экономическая подоплёка (дальше пошла моя гипотеза): в цене рейса троллейбуса и тем более трамвая есть значительная доля постоянных затрат типа содержания путей и контактной сети, поэтому гонять незаполненные автобусы для поддержания небольших интервалов - совсем-совсем невыгодно, а пустые троллейбусы и трамваи - вполне приемлемо.

И, боюсь, что даже если вначале расписание центральных маршрутов будет составлено по образцу троллейбусного, то потом напрашивающаяся оптимизация расходов коснётся и их.

[Немного о методике подсчёта для самых дотошных]Немного о методике подсчёта для самых дотошных.

Расписания брались с http://mosgortrans.ru/pass3, для каждого маршрута учитывались только основные рейсы по всей трассе, без пиковых укоротов.

Чтобы сравнивать только сравнимое и исключить из рассмотрения редкие автобусы-подвозки вроде 816-го, у которых нет троллейбусов-аналогов, я рассматривал не все маршруты, а только конкретный пласт, "частоходящие" - которые успевают сделать больше 100 рейсов с 6 до 22 буднего дня. Это 94 автобуса, 24 трамвая и 35 троллейбусов.

"Частота в заданный момент времени" - это количество рейсов, проходящих через остановку за период длинной в час с центром в заданном моменте времени, усреднённое по всем остановкам.


транспорт, идеологически сознательное, наблюдения, город, схемы

Previous post
Up