Discovery Experience: Скользкие соперники.

Oct 10, 2011 14:38

Наш корреспондент Игорь СТОМАХИН отправился в город Эдирне в Турции, чтобы своими глазами увидеть, как огромное количество мужчин борются, облитые оливковым маслом. О чем это мы? А мы о турецкой масляной борьбе. Она поражает не меньше, чем национальные единоборства других народов - сумо, муай-тай или капоэйра. Облившись с головы до ног густым оливковым маслом, борцы пытаются положить друг друга на лопатки или приподнять над землей.



В начале июля в город Эдирне, где сливаются реки Тунджа и Марица, съезжаются сотни борцов-пехливанов со всей Турции. Пехливан - буквально значит «храбрец», а вид спорта, которым занимаются эти мужественные люди, называется «яглы-гюреш» - или масляная борьба. Яглы-гюреш можно назвать древнейшим в мире видом единоборств, во всяком случае, упоминание о нем содержится еще в персидском эпосе Х столетия «Шахнаме». Но основные правила масляной борьбы сложились в XIV веке, в тот период, когда османский султан Орхан I Гази решил присоединить к своим владениям Восточную Фракию.






Легенда гласит, что однажды силачи собрались на турнир в честь отважного Сулеймана-паши. Они натерлись маслом и сошлись в схватке. К вечеру на поле осталось лишь двое сильнейших - ни один из них не мог одолеть соперника, и борьба продолжилась при свете факелов. А утром, когда взошло солнце, воины увидели двух пехливанов, которые были мертвы, но держались на ногах, сцепившись железной хваткой. А когда тела борцов выносили с поля, из-под земли забили 40 источников с чистейшей ключевой водой. Пустынная равнина превратилась в цветущий луг, который до наших дней носит название Кыркпинар, что значит «Сорок родников».






Изюминка фестиваля яглы-гюреш - участие цыганских общин, проживающих на стыке границ Турции, Болгарии и Греции, где расположен Эдирне. Представители кочевого племени давно стали оседлыми, но раз в год шумными таборами они съезжаются сюда, чтобы принять участие в турнире: поединки проходят под неистовые звуки барабана-давула и зурны. По традиции на этих инструментах играют исключительно цыганские музыканты. В то время как мужчины аккомпанируют борцам, женщины и дети располагаются на траве, готовят еду, играют в карты и качаются в гамаках, привязанных к стволам деревьев.







В отличие от других видов борьбы, в яглы-гуреш не существует классификации по весу - спортсменов здесь делят по росту, на пять, шесть, а иногда и на десять категорий. Впрочем, сами пехливаны профессиональными спортсменами себя не считают. Каждый из них где-то учится или работает.




Единственная одежда борцов - кишпет, короткие штаны из грубой телячьей кожи. Впрочем, именитые участники предпочитают эластичную шкуру индийского буйвола - она более прочная, но и куда более дорогая. Плотный пояс шириной в четыре пальца затягивается шпагатом, чтобы не осталось ни одной щели. Так же туго завязываются и концы штанин под коленями. С внутренней стороны пояса пришиты особые лямки, за которые борцам разрешено хвататься.






Соревнования проходят по простой схеме: проигравший выбывает, победитель попадает в следующий круг. Поединки продолжаются до тех пор, пока не останется абсолютный чемпион - баш-пехливан. Разрешается делать любые захваты за туловище, руки, ноги, ставить подножки.


       




Фестиваль завершается аукционом, в ходе которого определяется новый ага -спонсор фестиваля на следующий год. Богатые и влиятельные люди готовы вложить огромные деньги ради того, чтобы их имена вошли в историю. Ставки делают на барана, разрисованного желтой краской, с красным бантом и бусами на шее. Сумма нередко поднимается до нескольких сотен тысяч долларов. Вырученные деньги становятся первым вкладом в организацию будущих соревнований. А после окончания аукциона «золотого» барана режут и отправляют в казан - и вскоре участников и гостей угощают сочным дымящимся пловом, которого хватает на всех.




Tweet

опыт, спорт, история

Previous post Next post
Up