XXI век, далеко до полудня

Jan 26, 2013 23:45





По поводу перевода "Полдня" в статус альманаха я еще тогда говорил, как все будет. Так и произошло.

Все шапкозакидательские "колонки" про высокие тиражи, про то что мы круче мейнстрима и круче "Если", и заведомо круче "Роскона", про невиданный расцвет отечественной фантастической прозы канули в забвенье. Там им и место.

Для определенности нужно сказать, что если бы десять лет назад руководство "Полдня" не приняло решение пойти по пути "Если" и не продалось бы крупному издательскому дому, проект вряд ли просуществовал бы более года. Мы видали тогда подобные проекты еще и понаряднее.

Всем понятно, что "Вокруг света" взял "Полдень" ради бренда - персонального бренда Бориса Стругацкого. Остальное было неважно и не нужно. Это было всегда всем понятно. Плохо, что никто не приложил ни малейших усилий для создания какой-то дополнительной ценности проекта.

История "Полдня" - это история со многими НЕ.

"Полдень" НЕ стал "стартовой площадкой": публикации лучших авторов оказались замеченными не в журнале, а уже в книжных изданиях; в номинационных процедурах мейнстримовских литературных премий журнал никак не участвовал; публикации авторов уровнем пониже не стали "звездным билетом" для продолжения карьеры; единичные великолепные рассказы начинающих авторов вообще никем не были замечены - ни премиальными списками, ни критиками, ни издателями; отсутствие журнала в "журнальном зале" привело к почти полному выпадению опубликованных текстов из литературного процесса.

"Полдень" НЕ стал рупором "четвертой волны", как некоторые (и ваш покорный слуга) ожидали от него поначалу: "Параграф 78" и несколько рассказов С.Соловьева, Е.Лукина, С.Логинова плюс пара рассказов В.Покровского за десять лет - маловато будет; гонорарная политика, про которую никто не сказал доброго слова, вряд ли способствовала привлечению столпов жанра; редакционная модель была сформирована на основе работы с самотеком, что вообще не предполагает концентрации на одном из творческих направлений; полная непрозрачность редакционной политики не способствовала привлечению представителей "четвертой волны", работающих за пределами окрестностей Санкт-Петербурга; отсутствие раздела литературной критики привело к тому, что платформа "четвертой волны" так и осталась не оформленной в явном виде.

"Полдень" НЕ стал идеологической площадкой: отсутствие раздела литературной критики привело к тому, что журнал не участвовал в оценке ключевых художественных произведений, как относящихся к жанру, так и расположенных за пределами жанра, и не давал содержательных оценок произведениям, опубликованным на его страницах; опора на самотек в публицистике стала причиной того, что актуальные события общественной жизни освещались фрагментарно и непоследовательно, зато дилетантским взглядам давался полный ход; публицистика А.Мелихова и К.Фрумкина, жанроведческие заметки П.Амнуэля и В.Окулова отложились в памяти, но в целом "вторая тетрадь" все эти годы была для журнала пустой обузой; ни разу ни в одном номере не было попытки сформулировать идеологическую платформу журнала - в результате на вопрос, а что именно вы хотели бы продолжать издавать, сегодня никто не дает простого и ясного ответа.

"Полдень" НЕ стал "колыбелью" для качественной фантастики - слишком много слабых, откровенно никудышных произведений, лишь слегка укладывающихся в общую формулу "типичный человек в нетипичных обстоятельствах", увидели свет на его страницах за прошедшее десятилетие.

"Полдень" НЕ стал инструментом для капитализации бренда "Вокруг света" - как в силу невнятной редакционной политики, так и из-за принципиального отказа подчиняться внутрикорпоративным процедурам; неудивительно, что при первой возможности руководство издательского дома предпочло избавиться от "чемодана без ручки".

Теперь немного о том, чем "Полдень" все-таки стал, несмотря на всю непоследовательность редакционной политики (и благодаря ей в том числе).

Во-первых, "Полдень" стал небезынтересной площадкой для серьезных авторов. "Эвакуатор" Быкова и "Столовая гора" Хуснутдинова впервые появились все-таки на его страницах.

Во-вторых, "Полдень" стал в последние пару лет настоящим питомником, издательской лабораторией для начинающих авторов, имеющих серьезные амбиции. Если пять лет назад в годовой подшивке с трудом можно было найти три-четыре заслуживающих внимания рассказа, и из них половина принадлежала авторам "четвертой волны" то в последние два-три года опора на самотек начала давать наконец результаты. В 2011 году, например, я отметил для себя более тридцати рассказов, заслуживающих внимания и высокой оценки, - 2-3 рассказа в каждом номере, почти половина всех текстов.

В-третьих, "Полдень" стал последним литературным журналом, распространявшимся в сети киосков. Такого больше не будет. Всем, кто захочет последовать по намеченному им пути, нужно будет серьезно проработать независимую от существующих сетей систему распространения.

процесс, история жанра, гетто

Previous post Next post
Up