Антон Чернин "Наша музыка"

Feb 24, 2020 11:01

Я не претендую на объективный и беспристрастный обзор книги Антона Чернина, поскольку являюсь не простым, а весьма искушённым читателем различных музыкальных изданий и в особенности литературы, посвящённой русскому року. Тем не менее, не написать рецензию на книгу, на чьей обложке гордо красуется надпись 'Полная история русского рока, рассказанная им самим', я не могу.

Чем меня приятно удивила и сразу расположила к себе эта книга, так это оригинальным красочным оформлением - обложки от трёх альбомов ("Белая полоса", "Дачники" и "Земфира") покрыты тонкой плёночкой и поэтому шикарно переливаются на свету, создавая впечатление по-настоящему дорогого издания.



Книга начинает своё повествование с конца 1970-ых годов и конкретно с культового магнитоальбома "Маленький принц" группы Машина времени. Постепенно читатель перемещается из года в год почти в хронологическом порядке, дойдя до миллениума в конце книги. Для большинства глав берётся временной интервал длиной в год или полтора, и в сжатой форме описываются самые яркие события, происходившие с конкретной группой в этот период, что согласитесь, явно не достаточно для того, чтобы сформировать отчётливое представление об истории этой самой группы. С другой стороны, если читать книгу не как биографию музыкальных коллективов, а как некую чисто музыкальную энциклопедию (наподобие "100 магнитоальбомов советского рока" Александра Кушнира), то основной упор в этой энциклопедии сделан почему-то не на описание творческого процесса зарождения и записи альбомов, а на то, в какой обстановке жили музыканты, как их терзал советский, а позже российский быт и на те явления, которые, так или иначе, затронули каждого жителя нашей необъятной страны.

Так, если убрать из заглавий некоторых глав названия альбомов, можно на минуту подумать, что читаешь краткую историю жизни позднесоветского или нового российского общества, в которой попутно повествуется о музыкантах, сочинявших интересную музыку. Несмотря на то, что я очень люблю ностальгировать, особенно по горячо-любимым '80-ым, меня немного напрягла такая подача материала. Дело в том, что каждая новая глава начинается с краткой исторической справки с основными событиями, происходившими в нашей стране в год записи альбома. И мало того, что перечислены были далеко не все значимые, на мой взгляд, события, так в конце каждой такой справки идёт фраза в духе "а на танцплощадках тем временем народ отрывается под это:" и дальше приводится список из трёх песен, которые, по мнению автора, были в тот момент самыми популярными в стране.

Например, конец 1991-го первого года описан следующими словами:
Прекращает своё существование СССР...
и всё это происходит под следующую музыку:
Дюна "Привет с Большого Бодуна"
Любэ "Тулупчик заячий"
Таня Буланова "Не плачь"...

а музыкальный 1993-й описан так:
...а на развалах с аудиокассетами чаще всего играет играет вот что:
Татьяна Буланова "Колыбельная"
Татьяна Овсиенко "Капитан"
Наталья Ветлицкая "Посмотри в глаза"...

Уж не знаю, в какой глухомани жил Антон Чернин в первой половине 1990-ых, но в конце 1991-го года, например, на Москву и область уже 10 месяцев как вещала радиостанция М-Радио, на которой крутили как русский рок, так и весьма модный для конца '80-ых синте-поп (я напоминаю для тех, кто забыл, что 1991-й год в СССР стал годом повального сумасшествия по музыке Depeche Mode, а позже и по их русскоязычному клону - Технологии). Не говоря уже про Европу Плюс, которая с весны 1990-го года знакомила слушателей с самой НОВЕЙШЕЙ западной музыкой каждый день с шести утра до полуночи. Это я к чему. Вкусы у людей, не имеющих возможности доставать модные западные да и, чего уж там, отечественные пластинки, в начале '90-ых начали формироваться, в первую очередь, благодаря УКВ- и FM-радиостанциям крупных городов. И уж к середине 1993-го года, когда европейская танцевальная музыка и американский гранж начинали завоёвывать мир, Буланову и Овсиенко крутили какие-то уж совсем зашоренные продавцы для, видимо, таких же зашоренных подростков из спальных районов, которым даже к 1993-му году каким-то удивительным образом не удалось выйти из спячки. 1993-й год для людей, далёких от рок-музыки, это прежде всего What Is Love?, Happy Nation и Living on My Own. Вот эти вещи реально орали из колонок, подвешенных к музыкальным ларькам, а также доносились с кассетных развалов и, разумеется, из FM-приёмников. Впрочем, что касается Ветлицкой, то здесь автор, похоже, сказал правду. "Плэй-бой клёвый такой" с завидной регулярностью крутили на М-Радио большую часть 1995-го года.

А вот кто слушал "Привет с Большого Будуна" и "Тулупчик заячий"  в конце 1991-го года - для меня большая загадка. Тогда молодёжь крутила в основном альбомы Кар-Мэн, Технологии, Браво, Стеллы, Комиссара, Альянса, либо Игоря Талькова и Кино, если хотелось более смысло-содержащей музыки. Это если говорить только про отечественных артистов.

Некоторые факты в книге откровенно перевраны. Например, читая главу про дебютник Земфиры, может сложиться впечатление, что никогда российский народ не жил богаче, чем в первой половине 1998 года (цитирую "1998 год - это время, когда специалист не самого высокого уровня мог получать более десяти тысяч долларов в месяц"). Я, конечно, согласен, с тем, что к началу 1998-го года в крупных городах, благодаря свободе предпринимательства и пока ещё полному отсутствию государства, люди научились зарабатывать вполне неплохие деньги, на которые можно было уже не выживать, а более или менее сносно жить, но для подавляющего большинства работающего с утра до вечера населения (в том числе торговавших на многочисленных вещевых рынках) речь шла о заработках, не превышающих 500-600$ в месяц. Конечно, подобные ляпы как-то не добавляют доверия к автору. И выходит, что без скепсиса можно читать лишь прямую речь музыкантов, дававших интервью.

Вообще меня на протяжении всего чтения не покидало ощущение какого-то сумбура. Похоже, материала у автора, помимо самих интервью, было немного, и для того, чтобы придать книге требуемую полновесность, он вдарился в описание политических и прочих моментов в жизни нашей страны, кое-где уходя даже в аналитику, что меня совершенно обескуражило. Лучше бы вместо рассуждений о причинах дефолта и ликбеза для тех, кто не застал '80-ые и '90-ые автор больше рассказывал о том же шоу-бизнесе, каким бы странным и причудливым он ни был в те бурные и насыщенные на музыкальные события годы.

Ещё из минусов можно отметить полное отсутствие фотографий, пусть даже чёрно-белых. К моему удивлению, внутри самой книги нет ни одной обложки альбома. И в главе, посвящённой бит-квартету Секрет вместо того, чтобы просто вставить фотографию конверта пластинки, автор в красках её расписывает: "С обложки винила «Мелодия» на нас смотрят четыре человека в пальто, стилизованных морских фуражках и с нарисованными красными шарфами. Вся композиция напоминает об обложке первого альбома "Beatles" "Please Please Me...".

И раз уж я коснулся группы Секрет, то мне не понятно, за какие такие заслуги она попала в книгу. Для русского рока у бит-квартета слишком легковесные, если не сказать, заурядные, стихи, а для всенародно любимой группы - острый дефицит цепляющей музыки. Я понимаю, что на безрыбье и рак рыба, и вполне допускаю, что для 1987-го года выход их дебютной пластинки на «Мелодии» мог являться ярким музыкальным событием, но после зашкаливающей в 1988-1990 гг. популярности Кино, Алисы и Наутилуса, говорить о Секрете как о культовой рок-группе в СССР как-то даже смешно, если не сказать, неприлично. С таким же успехом в книгу можно было вставить Браво, Владимира Кузьмина и Юрия Чернавского. И уж совсем удивило отсутствие в книге альбома ДДТ "Актриса весна" и сборника "Живые и мёртвые" группы Крематорий.

Кроме того, не понятно, какое отношение к русскому року имеет Линда с "Песнями тибетских лам" и Ленинград с "Дачниками". Думается, что эти два альбома вставили лишь для того, чтобы расширить аудиторию потенциальных покупателей. Впрочем, несмотря на то, что я всегда был равнодушен к творчеству Линды, прочитал про неё я с большим удовольствием. Для меня явилось откровением, что в песне "Сделай так" звучит голос семилетней Юлии Савичевой.

Завершая обзор, хочу сказать, что рекомендовать эту книгу тем, кто вырос на русском роке, я точно не буду, поскольку у меня в процессе чтения так и не сформировалась какая-то внятная целостная картинка, да и послевкусие, характерное для любой хорошей книги, увы, отсутствует. Есть просто ощущение, что я прочитал большое количество разрозненных статей в Википедии. Однако не могу сказать, что я жалею о покупке. Всё же я получил новую для себя информацию, связанную с любимыми альбомами '90-х (Земфира, Морская, Русский альбом и Коллекционер оружия). За это, безусловно, автора стоит похвалить. Как мне думается, книга рассчитана в основном на молодое поколение, которое выросло на музыке Нашего радио и абсолютно не застало русский рок в его золотые годы (1985-1990), т.е. для тех, кто точно не будет пропускать полученную информацию через себя, сравнивая написанное с собственными ощущениями тех времён.

Ну вот. Хотел написать пару слов о книге, а накатал целую простыню.

книга-рецензия

Previous post Next post
Up