Сегодня я бы хотел обсудить такое явление в мире звукозаписи как MEGA MIX. Думаю, многим любителям танцевальной музыки (DISCO 80s, EURODANCE 90s и т.п.) хорошо знаком этот термин. Мегамиксы имеют много схожего с обычными миксами, которые в СССР именовали не иначе как попурри, однако есть у них и существенные отличия. Прежде всего, это гораздо большая степень свободы и безбашенности (в хорошем смысле слова) - когда берётся ритмическая структура от одной композиции, на неё накладывается мелодический рисунок от другой, а сверху идёт вокал или отдельные сэмплы из третьей. Кроме того, приставка 'мега' подразумевает, что микс вмещает большое количество композиций, т.е. при общей небольшой продолжительности, на каждый трек будет приходиться в среднем не более одной-двух минут. Хотя мне известны мегамиксы, в которых на один трек приходится менее 27(!) секунд. Это я считаю высшим пилотажем, и этого я ещё коснусь чуть ниже. А пока перенесёмся в восьмидесятые...
У меня, как и у большинства меломанов, живущих в СССР, первое шапочное знакомство с миксами началось с попурри Stars on 45 на песни ливерпульской четвёрки. Наверняка эта советская пластинка до сих пор пылится в чулане или на антресолях даже у тех, кто давно завязал с винилом. Однако это наиболее (если не самый) простой пример микса, поэтому и миксом я могу его назвать лишь условно. По-хорошему микс создаётся из уже написанных кем-то композиций - в случае же со Stars on 45 музыка изначально делалась в форме попурри, что сводило на нет проблему получения красивых и незаметных для слуха переходов...
В 1988-ом году, благодаря тому, что брательник привёз из Прибалтики катушку со вторым альбомом Radiorama (первый к тому времени уже был заезжен до дыр), мне впервые посчастливилось познакомиться с Его Величеством МЕГАМИКСОМ. Тогда своих приятелей во дворе я удивлял тем, что у меня есть композиция длительностью более 11 минут. Эта монументальная вещица из пяти хитов Radiorama производила мощное впечатление на тех немногих, кого я приглашал к себе в гости.
Но мой самый обожаемый мегамикс, любовь к которому я пронёс через несколько десятилетий - это финский PowerMix Vol.3. Несмотря на то, что я открыл его [на кассете брата] зимой 1989/1990 гг, за прошедшие почти 30 лет с того момента я не слышал ничего более профессионального, более красивого и более зажигательного, дарящего заряд бесконечного солнечного позитива. Да-да, мегамикс это не просто мешанина из хороших песен, для меня одним из главных требований к мегамиксу - это зажигательность и позитивная энергетика.
В PowerMix Vol.3 сложилось всё. Во-первых, удачно подобранный материал, который до сих пор не успел набить оскомину, несмотря на обилие всяких Ретро-FM и прочих "дурновкусных" радиостанций, которые, дорвавшись в начале нулевых до халявного MP3-контента, стали крутить всё подряд. Во-вторых, красиво-сделанные переходики между треками, так что уловить чёткое место "склейки" не так-то просто. Ну и в-третьих, настроение праздника, которое появляется у меня каждый раз, когда я слушаю этот сказочный мегамикс. Возможно, кто-то не согласится с такой высокой оценкой, но если вы безумно влюблены в Disco 80s, вы будете испытывать те же эмоции, что и ваш покорный слуга.
Как это ни удивительно, но за все девяностые я услышал лишь один свежий мегамикс. Это был совершенно чумовой DJ Mix Long (в оригинале с испанского компакта Dj Mix Los 40 Principales), который лично я услышал на пиратском сборнике DJ Hits Vol. 62 в июне 1996-го, когда тусил в гостях у сеструхи. Вообще лето 1996-го выдалось богатым на события - сначала выпускной, потом поступление в универ и выборы Ельцина, проходившие первый и последний раз в истории РФ аж в два тура, да плюс Robert Miles со своим чудо-творением Children, подаривший миру новый жанр электронной музыки... короче всерьёз увлечься мегамиксами у меня тогда не получилось.
Зато в начале нулевых я подсел на них основательно и глубоко, благодаря появлению Российского танцевального форума (danceforum.ru) и его отзывчивым участникам. Мы неоднократно устраивали квартирные танцевальные вечеринки в Москве, а также выбирались в другие города участников форума. Именно от ребят из этого форума я узнал такие имена как Max Mix, Quique Tejada, Deep Dance, Mixmasters DK и многие другие, которые, скорее всего, мало что скажут традиционному обычному российскому меломану. Про DJ Deep (и его знаменитую серию Deep Dance) я уже неоднократно рассказывал ранее в своих постах, а что касается DJ Pool (серия Mixmasters DK), то он умудрился записать 74-минутный мегамикс Poolmix 80's Part I, состоящий аж из 164(!) композиций. Путём простой операции деления, получаем, что одной композиции отводилось в среднем не более 27 секунд. Мегамикс сделан довольно вкусно, и слушается на одном дыхании, так что я считаю его в некотором роде шедевром и искренним признанием в любви к горячо мною любимой музыке восьмидесятых...
Моя скромная коллекция мегамиксов серии Deep Magic Dance от DJ Deep (1993-2000)
Поскольку вся серия Deep Dance это бутлеги, а крупнейшая в мире музыкальная торговая площадка Discogs около двух лет назад, к огромному моему сожалению, наложила жёсткий запрет на покупку и продажу любых неофициально-выпущенных дисков и пластинок, то сегодня найти эти диски в продаже, пусть и за немалые деньги - большая удача. Ну это так, к слову.
На волне серьёзного увлечения творчеством DJ Deep я не заметил, как и сам стал создавать миксы в сентябре 2008-го. Это стало возможным благодаря бурному развитию компьютерных технологий и появлению профессиональных звуковых редакторов. И хотя полноценный мегамикс у меня всего один - My Marvellous '80s, в тридцать минут которого я уместил 27 своих любимейших disco-композиций, нельзя не упомянуть и два других не менее зажигательных Summer 2009 Pop Soundtrack и Summer 2013 Sweet Mix. Знаю, это не скромно, но от нескольких людей, в том числе, совершенно незнакомых (с форума discomixes.ru), я слышал лестные отзывы об этих творениях. Остальными миксами я доволен не на все 100%, поэтому рекламировать их не стану.
Создание мегамикса требует гигантских временных ресурсов, и хотя его зачастую легко начать, довести до логического конца удаётся далеко не всегда. Поэтому чаще я делаю просто миксы, либо нон-стоп сборники, если вижу, что материал невозможно свести, а упорядоченную подборку музыки сделать очень хочется.
Если же вернуться к теме более известных мегамиксов и попросить меня назвать десятку самых мощных из тех, что прошли через мои уши, то ниже
Discoman's Top 10 Megamixes:
10. Samara Boot Mix |2010|
9. Samara Boot Mix Vol.2 |2010|
8. Mixmasters DK "Pool Mix 80's Part 1" |2002|
7.
Deep Magic Dance 50 - The Best Of 10 Years |1997|
6. Deep Magic Dance 26 |1994|
5. Deep 74 - Der Summermix 2001 /хоть это уже закос под DJ Deep, но мегамикс бомба/
4. DJ Mix Long |1996|
3. Max Mix "El Auténtico Megamix" |1997|
2. DJ Kapa "Dance Megamix Top 30 Vol.7" |2013|
1.
PowerMix "PowerMix Vol.3" |1989|
Мегамиксы чаще всего делаются из танцевальных композиций (EuroDance, Disco, Trance, House) и реже из менее энергичной музыки (R'n'B, Hip-Hop, Soul, Funk). И лично я до сих пор не слышал ни одного мегамикса из рок-композиций. Если кто-то из вас знает такие чудо-творения, буду рад, если поделитесь этой информацией в комментариях.
В завершении поста мне хочется спросить у вас, дорогие читатели, как вы относитесь к такому виду музыкального творчества?
Если положительно, то есть ли у вас любимые мегамиксы или ди-джеи?