Ник Мэйсон "Личная история Pink Floyd"

Feb 14, 2018 09:03

Как многие из вас знают, группа Pink Floyd входит в десятку моих самых любимых рок-групп. Но так получилось, что до недавнего времени я не читал никаких биографий этого коллектива, то бишь знал группу исключительно по её гениальным произведениям и отдельным рассказам, касающихся создания таких культовых пластинок как The Dark Side of the Moon и Wish You Were Here. Единственный музыкант, психологический портрет которого не представлял для меня тайны - Роджер Уотерс. Всему виной - от части автобиографичный альбом The Wall и последовавший за ним полнометражный фильм Алана Паркера.

В надежде познакомиться с остальными участниками группы и той далёкой, но невероятно бурной эпохой '60-ых и '70-ых, я решил приобрести книгу Ника Мэйсона "Inside Out. A Personal History of Pink Floyd", но не в оригинале, а в русском переводе от издательства Амфора (2015).



В аннотации на обороте книги написано "Бессменный ударник Pink Floyd Ник Мэйсон с точностью хроникера прослеживает творческий путь самой прославленной рок-группы мира...". Это правда. Практически ни одно событие, связанное с популяризацией группы и восхождением её к вершинам славы, не обойдено вниманием автора. Однако перелистывая последнюю страницу книги, я поймал себя на мысли, что чисто в человеческом плане я не узнал почти ничего ни о Рике Райте, ни о Дэвиде Гилморе.

События книги начинаются с первых контактов Ника Мэйсона и Роджера Уотерса во времена их учёбы на факультете архитектуры в Политехническом институте. Ник Мэйсон в своём повествовании, весьма щедром на технические подробности, почти не касается характеров музыкантов и их человеческого общения. Словно опытный сапёр, он очень аккуратно обходит все острые углы, стараясь не выставить никого из коллег по цеху в дурном свете. С одной стороны, это похвально, но с другой, мне, как истинному поклоннику группы, такое изложение показалось суховатым и слишком прилизанным. По меньшей мере, четверть времени я чувствовал, что читаю не личную жизненную историю о музыкантах, записавших три величайших пластинки XX столетия, а обычную книгу из серии "лайфхак", ибо монтажному и осветительному оборудованию в книге уделено больше внимания, чем самим музыкантам, т.е. живым людям из плоти и крови, у которых почти наверняка были свои слабости, заботы и проблемы.

Не считая невероятно душевного постскриптума, который я буквально смаковал, чего, увы, не могу сказать про большую часть книги, у Ника Мэйсона получился один трогательный эпизод, на котором я сильно расчувствовался. Это история про неожиданный приход Сида Барретта в Студию-3 на Abbey Road пятого июня 1975-го года во время записи Shine On You Crazy Diamond. Нику отлично удалось передать тот шок, который произошёл с ним при встрече Сида, которого он вообще не узнал. Ещё 7 лет назад это был стройно-худощавый малый с тёмными вьющимися волосами и кипучей энергией, гардероб которого был полон ярких модных рубашек, и рядом с которым непременно вертелась красивая блондинка. Теперь же это был слегка заплывший человек с бритой налысо головой в поношенной одежде, у которого едва ли имелся хотя бы один друг. Речь его была отрывистой и не очень связной. Когда Дэвид спросил его о дальнейших планах, Сид ответил, что в холодильнике заканчиваются отбивные котлеты, так что нужно будет купить ещё. Не знаю как кому, а мне было очень больно такое читать. Последним штрихом являлись воспоминания Фила Тэйлора, который отъезжал от студии и заметил Сида, высматривающего кого-нибудь, кто подбросит его поближе к дому, но Фил проехал мимо, испугавшись, что ему не хватит сил поддерживать беседу с Сидом...

И раз уж я заговорил про Wish You Were Here, то хотелось бы остановиться на такой курьёзной вещи, как запись вокала в Have a Cigar. Я всегда полагал (исходя из общения с фанатами Pink Floyd и не только), что из-за довольно жёсткого текста, адресованного журналистам, менеджерам и прочим людям из звукозаписывающей индустрии, Дэвид Гилмор напрочь отказывался петь эту песню, испугавшись возможных последствий, а Роджеру Уотерсу напротив очень хотелось рубануть правду-матку, но ему с его слабым голосом не удавалось вытянуть вокальную партию. На счастье, в студии на тот момент находился Рой Харпер, который и спас положение. Ник Мэйсон ни словом не обмолвился про категорический отказ Дэвида. Он просто написал, что ни у Дэвида, ни у Роджера нормально спеть не получалось, и, мол, исключительно поэтому они пригласили Роя Харпера. Учитывая, что Дэвид на самом деле довольно неплохо поёт, я склонен думать, что Ник утаил от читателей важную деталь, чтобы не выставлять Дэвида трусом. Если я прав, можете себе представить, сколько ещё любопытных и немаловажных деталей не попало в книгу из-за чрезмерной тактичности Ника ...

Что мне понравилось, так это то, что Ник (за это ему огромный респект) упоминает и других музыкантов, популярных в эпоху Pink Floyd. Это и Sex Pistols, и Procol Harum, и, конечно, The Beatles. Кстати, из этой книги я узнал, что Дэвиду Гилмору, как и остальным участникам группы, многие начинающие музыканты присылали свои демозаписи. Среди них была одна от школьницы, чьи вокальные данные затмевали всех прочих новичков. Дэвид как мог помогал пробиться её таланту и впоследствии стал продюссером её дебютного альбома The Kick Inside (1978). Имя этой школьницы - Kate Bush.

В книге есть несколько довольно забавных историй, так что пару-тройку я даже улыбнулся, но основной упор Ник сделал на трудности, с которыми Флойды то и дело сталкивались, так что в целом было не до смеха. Для сравнения, когда я читал книгу Дитера Болена "Ничего, кроме правды", то смеялся, почти не переставая. Понимаю, что у Дитера в книге много чего было придумано для красного словца и правды там скорее всего не больше 20%, зато с юмором был полнейший порядок.

Книгу завершает список дат и событий с 1943-го по 2005-ый год в хронологическом порядке. Я не очень понял принцип, по которому те или иные события попали в список, но прочёл эту хронологию с интересом. Рядом с днями рождения и смерти известных музыкантов, актёров и прочих известных людей, а также релизами тех или иных пластинок, книг и фильмов, соседствуют даты вступления на пост видных политических деятелей, а также даты: создания интернета, полёта Гагарина в космос, аварии на Чернобыльской АЭС и многие-многие другие. Короче говоря, список довольно занимательный, но я совсем не удивлюсь, если окажется, что несколько дат появилось лишь в русскоязычном издании.

Что касается оформления книги, то не могу не отметить ряд достоинств. Это и солидный твёрдый переплёт, и плотная белоснежная бумага с идеальным размером шрифта. А самое приятное - около сотни совершенно потрясающих фотографий, листать которые одно удовольствие. Плотная и приятная на ощуть фотобумага буквально умоляет, чтобы по ней поводили пальцами и подольше порассматривали.



Переходя к недостаткам русскоязычного издания, не могу не выразить своего возмущения по поводу огромного количества ошибок, причём не только орфографических, но и смысловых, т.е. типичных ошибок перевода. Такое ощущение, что после того, как книгу перевели, её не дали почитать никому из редакторов/корректоров, а вместо этого сразу же запустили в тираж. Издательство умудрилось накосячить даже в подписях к фотографиям. Честно скажу, с такой откровенной халтурой в официальном издании я встретился впервые. Может, это норма в наши дни, когда найти грамотного и ответственного человека - довольно непросто, но я считаю такое неуважение к потребителю читателю недопустимым, и за это большой жирный минус издательству Амфора, которое, кстати, уже более года не существует.

Завершая обзор, могу сказать, что большую часть завесы с аудио-чуда под названием Pink Floyd книга Ника Мэйсона снимает, а это самое главное. Я бы назвал её добротным чтивом из серии "must read" для любого, кто хочет поближе познакомиться со взлётами и падениями группы, а также узнать имена людей, которые принимали самое непосредственное участие как в концертной, так и в студийной работе, помогая Флойдам завоёвывать любовь слушателей.

книга-рецензия

Previous post Next post
Up