Ночные забавы это один из последних художественных фильмов, снятых в СССР, а я, признаюсь, питаю большую слабость ко всем советским фильмам, снятым позже 1986-го года. В конце восьмидесятых мне было достаточно лет, чтобы понимать что происходит вокруг и чем живут люди, но при этом я всё ещё пребывал в беззаботном детстве. 1986-1991 гг. - это время, когда у простых людей появилась хоть какая-то свобода (читай, смотри, слушай и, самое главное, снимай что хочешь), и при этом была жива моя родная страна со всеми её достоинствами и многочисленными недостатками. Поэтому картины, снятые в этот период, уникальны тем, что в них хорошо отражена вся правда жизни без малейших прикрас в отличие от кинематографа семидесятых и, тем более, шестидесятых и пятидесятых годов, где главный герой (какой-нибудь рядовой рабочий или служащий) обязательно жил в отдельной просторной двух-, а то и трёхкомнатной квартире. И это при том, что в реальности подавляющее большинство простых советских семей практически до начала восьмидесятых годов ютились по комнатам зашарпанных коммуналок или общежитий. В плане честности и реализма фильмы 1986-1991 гг. (в отличие от '50-х - '70-х) вполне могут претендовать на документальность, и именно этим они меня завораживают.
Главную роль в картине Владимира Краснопольского и Валерия Ускова исполняет Евгений Евстигнеев. Для меня он гений и актёр, что называется, от Бога. Сцены с его участием где угодно я могу смотреть бесконечное количество раз. В "Ночных забавах", несмотря на свой почтенный возраст, Евгений Александрович отжигает так словно ему 35. И что характерно, в каждом кино у него свой красочный и неповторимый, нисколько не прилипающий к нему образ. Я считаю, что очень немногие актёры могут похвастаться таким уникальным мастерством.
Герой Евгения Евстигнеева - Александр Андрющенко зарабатывает себе на жизнь игрою на саксофоне в одном из ресторанов, а по ночам развлекает себя тем, что звонит незнакомым людям по случайным номерам, напечатанных на денежных купюрах, которые он получает за сыгранные под заказ песни от посетителей ресторана. Отсюда, собственно, и название...
Начинается всё как лёгкая, задорная и смешная комедия, которая плавно и незаметно превращается в сложную драму. Это самый необыкновенный и глубокий фильм про семейные отношения среди всех картин, что я видел. И мне сложно назвать ещё одно кино, где было бы столь же яркое смешение совершенно противоположных жанров - драмы и комедии. С небольшой натяжкой к подобному коктейлю можно отнести разве что фильм Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С лёгким паром!". Любопытно, что музыку к "Ночным забавам" написал так же Микаэл Таривердиев, так что хочешь - не хочешь, а от упоминаний главного новогоднего украшения страны никуда не деться.
В кадре можно видеть много предметов советского быта, как то свободные дороги, по которым колесят исключительно отечественные машины, типичная отделка стен и антураж большинства советских ресторанов с декоративными головами животных на стенах и прочей экзотикой (для человека нашего времени)...
Периодические поглядывания главной героини в окно на ночную примыкающую к дому дорогу, по которой изредка пронесётся какое-нибудь одинокое такси, вызвали у меня стойкие ассоциации с молодёжной французской комедией "Бум", которую я впервые посмотрел в кинотеатре как раз в августе 1991-го.
Как я уже сказал, в фильме есть за что зацепиться глазу любителям ностальгии, с одной стороны, а с другой, крупные планы лиц героев очень тонко передают оттенки их чувств, поэтому операторская работа, равно как и актёрская, выполнена на очень достойном уровне.
Музыка, как написанная Микаэлем Таривердиевым специально для "Ночных забав", так и та, что играет у героев с компакт-кассет, не вызвала у меня ничего, кроме бешеного восторга.
А по части актёрской игры это тот редкий случай, когда все без исключения актёры (Александра Колкунова, Ирина Алфёрова, Альберт Филозов, Валентин Гафт, и, конечно же, Евгений Евстигнеев) более, чем прекрасно справились со своими ролями. Поэтому в кульминационный момент так или иначе начинаешь ставить себя на место героев, прокручивая в голове варианты и думая, как бы ты сам вышел из непростого создавшегося положения.
В процессе просмотра меня не покидало ощущение, что я попал на какой-то сеанс чистой кино-магии, которая не отпускала меня ещё некоторое время после того, как кино закончилось. Подобные эмоции я испытывал только во время просмотра фильмов Сергея Соловьёва - "АССА" и "Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", поэтому
Моя оценка: 10+ баллов из 10.