Про магнитофоны, кассеты, CD и не только

Nov 12, 2017 15:28

      Не так давно беседовал с уважаемым pahamaku про советские кассетники, и в процессе беседы поймал себя на мысли, что хочу написать эдакое эссе про популярные аудио-форматы в нашей стране, начиная с сороковых годов и заканчивая днём сегодняшним. Мыслей было так много, что местами получилось сумбурно, но если раскладывать всё по полочкам, я рискую ( Read more... )

музыка, hi-end, ностальгия

Leave a comment

discoman November 13 2017, 10:40:33 UTC
В 1979-ом году на "Мелодии" вышла, например ABBA "Arrival" (1976), а также Andy Williams (1971). Это то, что я точно знаю. Уверен, что это лишь малая часть того, что вышло во второй половине 70-ых. Boney M "Ночной полёт на Венеру" без главного хита "Rasputin" и с кривым треклистом вышла, скорее всего, уже в 1980-ом.

Благодарю за уточнение. Действительно, чистые магнитоальбомы (речь главным образом про русский рок, который никак не мог быть издан на официальном носителе - пластинке) - стали массовым явлением уже в восьмидесятых. При Горбачёве просто были сняты многие запреты, а во-вторых, появилась возможность достать более продвинутую японскую технику. Но как явление магнитофонные альбомы начались за несколько лет до Горбачёва, т.е. в самый разгар застоя. Альбомы Майка, БГ, Цоя и другие писались на студии Андрея Тропилло уже в самом начале '80-ых. Кстати, про Тропилло тоже следует отдельно сказать. Уж очень хорошо человек умел со звуком работать. До сих пор его записи слушаются на ура.

На счёт каталогов студий звукозаписи - в сети я видел много разных, но каталога студии звукозаписи в своём городе (где я записал кучу альбомов Depeche Mode, Bad Boys Blue и других), конечно, нереально найти. Студия закрылась в 1992-ом году и, понятно дело, никто этот каталог не сканировал и не фотографировал. Он состоял из двух огромных талмудов, каждый размером с альбомный лист и толщиной в 7 см.

Reply

aleksyri November 13 2017, 17:09:03 UTC
Я немного на другую музыку ориентирован, поэтому, наверное и не заметил выхода "Бонни М")).Хотя Ф.Гойя, наверное, в семидесятые вышел, Клэптон попозже...Таких объёмных каталогов я не помню, может быть потому опять же что смотрел в основном "раритеты" рока, остальные "тома" мог и не запомнить. Может быть в Питере и писали в начале 80-х что-то, но я помню ужасающую концернтую запись "Зоопарка" в 82-м, настолько никудышную, что дописанный "Электрический пёс" был отнесён мной, по незнанию, Майку)).

Reply

discoman November 13 2017, 17:48:42 UTC
Мне кажется, такие объёмные каталоги были только в нашей студии звукозаписи. Там одних альбомов (синглов) Depeche Mode было более 40 (и это на 1991-ый год). Я такого нигде больше не видел, даже в Москве.

С качеством записи, конечно, были проблемы. Техникой хорошей мало кто обладал, хотя катушечники в СССР всё-таки научились делать к середине 80-ых, чего, увы, не скажешь про кассетные деки. Но вот конкретно к моей студии у меня нареканий ни разу не возникло. Всегда писали всё очень круто. У них катушечники "Ростовы" стояли. Про кассеты не скажу. Я на кассеты вынужденно перешёл лишь в конце 1992-ого года, поскольку из-за развала СССР катушки напрочь исчезли из продажи. И любую музыку можно было купить лишь на кассетах (пиратские CD появятся в ларьках только в 1994-ом).

Reply

aleksyri November 13 2017, 18:04:45 UTC
"Круто" это когда копия неотличима на слух от оригинала)), что на "Ростове" всё же маловероятно, такое делала, пожалуй, только хорошо настроенная "Электроника-Т".Впрочем. сейчас я уже, наверное, с трудом отличу ленту от винила - с возрастом барабанная перепонка имеет свойство утолщаться, к тому же работа была довольно долго связана с интенсивным шумом, что не может не влиять на восприятие верхних частот.

Reply

discoman November 13 2017, 18:25:29 UTC
Ну я не слышал оригинал, но общий тембральный баланс меня более, чем устраивал. То есть звук был на голову выше, чем тот, что давало ламповое радио "Ригонда-102". А так конечно "Ростов" был не супер Hi-Fi. У меня самого была "Орбита-106", поэтому мне хватало за глаза.

Я сейчас ленту от винила (даже кассетную) отличаю гораздо легче, чем винил от CD. Вот здесь действительно можно лажануться, потому как в восьмидесятых многие уже писались в цифру. И если мне врубят на моей аппаратуре диск Laura Branigan на середине песни и этот же фрагмент на пластинке (предварительно выровняв громкости), совсем не уверен, что я с первого раза опознаю где что. А лента угадывается на раз. Такой мягко-вальяжный и живой звук невозможно спутать ни с винилом, ни с CD.

Reply

aleksyri November 13 2017, 18:33:15 UTC
"Орбита" - отличная машина, субъектиное мнение - лучшая.Она у Вас живая?

Reply

discoman November 13 2017, 18:43:26 UTC
Как это лучшая?)) Это шутка? Лучше, чем "Олимп-005"? Я просто слушал Олимп, и мне его звук кажется намного более богатым и интересным.

"Орбита" живая, т.е. катушки воспроизводит. Но перематывает с трудом (т.е. мотает только если плёнку вытащить из лентопротяжного механизма) и, как мне кажется, головки у неё немножко стёрты. Всё-таки я её гонял почти в круглосуточном режиме с 1986-го по 1998-ой гг, пока CD-проигрывателем не обзавёлся.

Я как раз в прошлом году её слушал, обплевался. Но я понимаю, что виной тому осыпавшиеся катушки. А раз нет новых катушек и уже точно не будет (артисты пишутся уже 20 лет в цифру), то и потребности в хорошем катушечнике не возникает.

Reply

aleksyri November 13 2017, 18:52:17 UTC
"Олимп" и "Электроника" всё же покапризней будут)), дорогие, да и редкие. Странно у Вас ведёт себя "Орбита", всё же столь длительное время предполагает минимальный уход - смазку, чистку резиновых роликов и т.д.Если головки не меняли на "стеклоферрит", то само собой потёртые, родные, при интенсивной эксплуатации служили около года (можно и их попробовать шлифануть, тогда катушки сразу станут менее осыпавшимися)).

Reply

discoman November 13 2017, 19:06:20 UTC
На счёт капризности согласен. Но я думал, мы про звук говорим, а не про удобство. Потому что в плане удобства ничего, круче MP3, мир не придумал :))

"Орбита" последний раз смазывалась (капитально) в 1990-ом году. С тех пор просто головки, ролики и железки ЛПМ протирались спиртом по мере необходимости. Головки не менял, точнее был опыт в 1993-ом году. Но "вечные" воспроизводящие стеклоферритовые давали такой ужасный ненатуральный ядрёный по ВЧ и при этом тихий звук, что я поменял всё назад. Пусть стёртые, зато хоть слушать музыку можно.

Если бы найти родные головки, только новые, можно было бы заморочиться и лентопротягу всю смазать. Но это всё имеет смысл, если будут катушки с записями. Потому как переслушивать свою осыпавшуюся коллекцию у меня нет ни малейшего желания даже на супер-крутом катушечнике :)

Reply

aleksyri November 13 2017, 19:14:53 UTC
Я оцениваю всегда "по совокупности")).А головки ферритовые имеют другую индуктивность, при замене обязательно менять согласующие конденсаторы, чтобы резонанс оставался в районе 20 кГц, иначе получается то, что произошло у Вас.

Reply

discoman November 13 2017, 19:18:21 UTC
Ого! Я вообще не в курсе, где у меня в "Орбите" согласующие конденсаторы. Теперь всё понятно. Я-то наивно полагал, что замена головок - это простейшая операция, не требующая переборки половины магнитофона :)

Но на счёт "лучшего" магнитофона Вы меня очень удивили) Никогда не поздно его реанимировать, но повторяю, я не вижу смысла, т.к. нет аудио-носителей.

Reply

aleksyri November 13 2017, 19:28:08 UTC
Серьёзный звук требует серьёзного подхода)), даже при замене головок на аналогичные для отличного результата желательно иметь тестовую запись и генератор с частотомером, чтобы выставить не "на слух", а правильно.Воспроизводящая головка меняется несложно, по схеме можно понять, где конденсатор контура, из паспорта головки узнать индуктивность и посчитать, какой кондёр поставить, гораздо сложнее - записывающая, там действительно с током подмагничивания мудрить долго нужно.Умельцы даже из "Ноты" делали вполне приемлемую воспроизводящую деку, но про запись нужно было забыть - у "Ноты" одна головка, универсальная.

Reply

discoman November 13 2017, 19:36:38 UTC
Вот в том-то и проблема, что для всего нужен генератор, осциллограф, частотомер и прочие вещи, которые не у каждого есть дома. У меня, например, кроме тестера, ничего нет.
А на счёт Ноты - мне немыслимо, что у катушечников бывает по-другому, т.е. две головки (записывающая и воспроизводящая) объединены в одну. Я был уверен, что такой изврат был только в кассетниках, поскольку там с местом для ещё одной головки серьёзные проблемы.

Reply

aleksyri November 13 2017, 19:51:31 UTC
У всех магнитофонов второго класса (как мне помнится) головка была универсальная, отсюда и низкое качество записи, и невозможность её контроля в процессе.Выше я уже писал, что массовые катушечники мало чем отличались от кассетников.

Reply

discoman November 13 2017, 20:00:57 UTC
Нет, моя "Орбита" отличалась от кассетников. Сквозной канал это был шик :)
То есть "НОТА" и "Орбита" это было небо и земля по звучанию. Поэтому у меня был полнейший шок, когда брательник в 1988-ом году перешёл внезапно с катушек на кассеты. Он всегда выступал за высокое качество звука, а тут вдруг выбрал компактность.

Reply

aleksyri November 13 2017, 20:08:10 UTC
Для того, чтобы "Нота" приблизилась к "Орбите" нужна была ещё замена предварительного усилителя)), но именно в "Ноте" он был на отдельной плате к каждому каналу и вместо заводских устанавливались "любительские", получалось очень прилично...Одно время на "Горбушке" можно было купить записанные "за бугром" кассеты, при воспроизведении их на импортных же деках звук был хорош, даже очень, правда распространялась таким образом музыка ограниченного спроса в основном.

Reply


Leave a comment

Up