Про магнитофоны, кассеты, CD и не только

Nov 12, 2017 15:28

      Не так давно беседовал с уважаемым pahamaku про советские кассетники, и в процессе беседы поймал себя на мысли, что хочу написать эдакое эссе про популярные аудио-форматы в нашей стране, начиная с сороковых годов и заканчивая днём сегодняшним. Мыслей было так много, что местами получилось сумбурно, но если раскладывать всё по полочкам, я рискую ( Read more... )

музыка, hi-end, ностальгия

Leave a comment

aleksyri November 12 2017, 16:58:48 UTC
Как-то обделили Вы вниманием винил)), а между тем все "подпольные" копии до определённого момента делались именно с него.Утверждение " западная музыка, кроме совсем уж безобидной эстрады, была под негласным запретом почти до самой перестройки (1985 г.)" не совсем верно, всё же выпускались "лицензионые" диски, можно было купить пластинки выпущенные в соцстранах ( в Москве во всяком случае, у меня до сих пор есть такая Ч.Немена,), да и "толкучка" в 80-ые была почти официальной - "клуб филофонистов" в ДК им.Горбунова, из которго и произросла потом легендарная "Горбушка".

Reply

discoman November 12 2017, 18:53:49 UTC
Вообще-то я написал, что копии на магнитофонную плёнку делались с фирмЫ (то бишь фирменных пластов). Очень обидно, что Вы мой пост прочитали по диагонали.

Лицензионные диски действительно имели место, но они составляли 1-2% от всех удачных западных альбомов и поэтому не сильно спасали положение меломанов-винильщиков. К тому же они начали массово выпускаться лишь ближе к концу 70-ых, причём с задержкой от родных релизов в 3-4, а иногда и в 10 лет. И даже несмотря на это отставание, многие популярные диски (Boney M, ABBA) можно было купить лишь у перекупщиков, трущихся около музыкальных магазинов, за червонец, ибо с прилавков ходовую лицензионную музыку (по цене 2 руб. 50 коп.) сметали в день завоза в магазин.

Про ДК им. Горбунова стоит наверное написать отдельный пост, ибо уж очень много интересного связано с этим легендарным местом.

Reply

aleksyri November 12 2017, 20:52:32 UTC
Читал довольно внимательно, потому и появилось ощущение некоторого "перекоса")).Я - очевидец, мягко говоря. почти всей этой эволюции, не застал только "кости". Первым моим аппаратом была Яуза-6, ламповая, естественно с бобинами (катушками).Вот про катушки и имею несколько уточнений - не все магнитофоны имели 19-ую скорость, бытовые были по качеству звука не лучше, а то и хуже кассетников, и огромной популярностью пользовался "Романтик" - переносной катушечник с ужасным звуком, но относительно лёгкий и с возможностью работы от батареек.Так что не качество аппаратуры сгубило кассеты, а скорость технического прогресса - меломаны никогда не были основными потребителями аудио-техники и носителей, основной рынок был ориентирован на массового потребителя, который желал прежде всего доступности, простоты и "мобильности", отсюда появление кассет, заведомо менее качественных по сравнению с винилом и катушками.Кассеты существовали параллельно , и заняли именно нишу массового спроса, оставив винил и катушки меломанам (именно тогда, уже выпустив ( ... )

Reply

discoman November 13 2017, 05:32:59 UTC
А вот здесь согласен с каждым словом. Респект!

Reply

aleksyri November 12 2017, 21:00:03 UTC
И да, - лицензионки стоили немного дороже, как правило, классика 1, 45р., эстрада - 2.30, лицензия - 3. 50, "демократы" - 4.0 (первая и последняя цифры точные, вторая и третья - с вариантами, миньоны Высоцкого доходили до рубля).

Reply

discoman November 13 2017, 05:31:05 UTC
3 рубля 50 копеек лицензия стоила уже в восьмидесятых. Я говорил про конец семидесятых, про время, когда лицензионки были наиболее востребованы меломанами. Ибо в восьмидесятых появились студии звукозаписи с огромным выбором музыки и за 10 рублей ты получал не один альбом (купленный у перекупщика), а целых два (1 сторона 45 минут стоила 5 рублей), причём писали как на катушки, так и на кассеты.

Reply

aleksyri November 13 2017, 10:25:18 UTC
Хм-м.. в 70-ые лицензионок что-то не особенно припоминаю, хотя были, наверное, Африка Симона помню в 78-м отчётливо, но покупать я стал именно в начале 80-х, на Ленинском, а вот студии это уже "горбачёвская" история - с середины 80=х, ассортимент действительно был огромным (если порыться, то может быть даже найду каталог одной из них)).И ещё одно уточнение - собственно "магнитоальбомы " появились сравнительно поздно, на "катушках" расходились в основном концертные записи, сначала Высоцкого и "бардов", потом "рок"групп, записать альбом стало возможным с появлением качественных магнитофонов, а по серьёзному - тоже при Горбачёве, когда стали трудно, но всё же доступны пульты и многоканальники.

Reply

discoman November 13 2017, 10:40:33 UTC
В 1979-ом году на "Мелодии" вышла, например ABBA "Arrival" (1976), а также Andy Williams (1971). Это то, что я точно знаю. Уверен, что это лишь малая часть того, что вышло во второй половине 70-ых. Boney M "Ночной полёт на Венеру" без главного хита "Rasputin" и с кривым треклистом вышла, скорее всего, уже в 1980-ом ( ... )

Reply

aleksyri November 13 2017, 17:09:03 UTC
Я немного на другую музыку ориентирован, поэтому, наверное и не заметил выхода "Бонни М")).Хотя Ф.Гойя, наверное, в семидесятые вышел, Клэптон попозже...Таких объёмных каталогов я не помню, может быть потому опять же что смотрел в основном "раритеты" рока, остальные "тома" мог и не запомнить. Может быть в Питере и писали в начале 80-х что-то, но я помню ужасающую концернтую запись "Зоопарка" в 82-м, настолько никудышную, что дописанный "Электрический пёс" был отнесён мной, по незнанию, Майку)).

Reply

discoman November 13 2017, 17:48:42 UTC
Мне кажется, такие объёмные каталоги были только в нашей студии звукозаписи. Там одних альбомов (синглов) Depeche Mode было более 40 (и это на 1991-ый год). Я такого нигде больше не видел, даже в Москве.

С качеством записи, конечно, были проблемы. Техникой хорошей мало кто обладал, хотя катушечники в СССР всё-таки научились делать к середине 80-ых, чего, увы, не скажешь про кассетные деки. Но вот конкретно к моей студии у меня нареканий ни разу не возникло. Всегда писали всё очень круто. У них катушечники "Ростовы" стояли. Про кассеты не скажу. Я на кассеты вынужденно перешёл лишь в конце 1992-ого года, поскольку из-за развала СССР катушки напрочь исчезли из продажи. И любую музыку можно было купить лишь на кассетах (пиратские CD появятся в ларьках только в 1994-ом).

Reply

aleksyri November 13 2017, 18:04:45 UTC
"Круто" это когда копия неотличима на слух от оригинала)), что на "Ростове" всё же маловероятно, такое делала, пожалуй, только хорошо настроенная "Электроника-Т".Впрочем. сейчас я уже, наверное, с трудом отличу ленту от винила - с возрастом барабанная перепонка имеет свойство утолщаться, к тому же работа была довольно долго связана с интенсивным шумом, что не может не влиять на восприятие верхних частот.

Reply

discoman November 13 2017, 18:25:29 UTC
Ну я не слышал оригинал, но общий тембральный баланс меня более, чем устраивал. То есть звук был на голову выше, чем тот, что давало ламповое радио "Ригонда-102". А так конечно "Ростов" был не супер Hi-Fi. У меня самого была "Орбита-106", поэтому мне хватало за глаза.

Я сейчас ленту от винила (даже кассетную) отличаю гораздо легче, чем винил от CD. Вот здесь действительно можно лажануться, потому как в восьмидесятых многие уже писались в цифру. И если мне врубят на моей аппаратуре диск Laura Branigan на середине песни и этот же фрагмент на пластинке (предварительно выровняв громкости), совсем не уверен, что я с первого раза опознаю где что. А лента угадывается на раз. Такой мягко-вальяжный и живой звук невозможно спутать ни с винилом, ни с CD.

Reply

aleksyri November 13 2017, 18:33:15 UTC
"Орбита" - отличная машина, субъектиное мнение - лучшая.Она у Вас живая?

Reply

discoman November 13 2017, 18:43:26 UTC
Как это лучшая?)) Это шутка? Лучше, чем "Олимп-005"? Я просто слушал Олимп, и мне его звук кажется намного более богатым и интересным.

"Орбита" живая, т.е. катушки воспроизводит. Но перематывает с трудом (т.е. мотает только если плёнку вытащить из лентопротяжного механизма) и, как мне кажется, головки у неё немножко стёрты. Всё-таки я её гонял почти в круглосуточном режиме с 1986-го по 1998-ой гг, пока CD-проигрывателем не обзавёлся.

Я как раз в прошлом году её слушал, обплевался. Но я понимаю, что виной тому осыпавшиеся катушки. А раз нет новых катушек и уже точно не будет (артисты пишутся уже 20 лет в цифру), то и потребности в хорошем катушечнике не возникает.

Reply

aleksyri November 13 2017, 18:52:17 UTC
"Олимп" и "Электроника" всё же покапризней будут)), дорогие, да и редкие. Странно у Вас ведёт себя "Орбита", всё же столь длительное время предполагает минимальный уход - смазку, чистку резиновых роликов и т.д.Если головки не меняли на "стеклоферрит", то само собой потёртые, родные, при интенсивной эксплуатации служили около года (можно и их попробовать шлифануть, тогда катушки сразу станут менее осыпавшимися)).

Reply

discoman November 13 2017, 19:06:20 UTC
На счёт капризности согласен. Но я думал, мы про звук говорим, а не про удобство. Потому что в плане удобства ничего, круче MP3, мир не придумал :))

"Орбита" последний раз смазывалась (капитально) в 1990-ом году. С тех пор просто головки, ролики и железки ЛПМ протирались спиртом по мере необходимости. Головки не менял, точнее был опыт в 1993-ом году. Но "вечные" воспроизводящие стеклоферритовые давали такой ужасный ненатуральный ядрёный по ВЧ и при этом тихий звук, что я поменял всё назад. Пусть стёртые, зато хоть слушать музыку можно.

Если бы найти родные головки, только новые, можно было бы заморочиться и лентопротягу всю смазать. Но это всё имеет смысл, если будут катушки с записями. Потому как переслушивать свою осыпавшуюся коллекцию у меня нет ни малейшего желания даже на супер-крутом катушечнике :)

Reply


Leave a comment

Up