Про компакт-диски

Apr 07, 2017 08:00

      В наши дни в России музыку на компакт-дисках слушают очень немногие люди. Большинство моих друзей и знакомых крутят пальцем у виска, когда узнают, что я, как и 20 лет назад, продолжаю покупать эти переливающиеся всеми цветами радуги пластиковые блины.
     Откровенно говоря, я тоже лет эдак шесть не приобретаю компакт-диски просто ради того, чтобы послушать музыку в хорошем качестве - для этого достаточно качественного ЦАП'а и "толстого" интернета. В наш цифровой век компакт-диски, как и любой физический носитель цифровой информации, могут представлять интерес разве что для коллекционеров. Вот о коллекционировании компакт-дисков я и хочу сегодня поговорить.

Как вы думаете, чем определяется стоимость любого CD в наши дни? Качеством записи (мастеринга)? Не угадали. Содержанием музыкального материала? Тем более мимо. Единственный критерий, от которого зависит ценность того или иного CD - это его тираж. Чем меньше тираж, тем дороже (ценнее) издание.


Какие же диски представляют интерес аудио-коллекционеров?
    В первую очередь, это оригинальные (их ещё называют первопрессные от "первый пресс") зарубежные издания 1980-ых годов. В первой половине '80-ых тиражи компакт-дисков были, как минимум, на порядок меньше, чем тиражи винила, ведь CD только начинал свой тернистый путь завоевателя кошельков сердец меломанов. Помимо чисто коллекционной ценности, ранние издания превосходят более поздние (ремастированные) издания по качеству звучания. Конечно здесь, как и везде, встречаются неприятные исключения (например, первые CD Chris Norman "Some Hearts Are Diamonds" и Fancy "Flames of Love" звучат просто отвратительно по сравнению с той же пластинкой), однако в 70% случаев, покупая первый тираж какого-либо альбома удаётся убить сразу двух зайцев - пополнить коллекцию раритетом и получить качественно и аккуратно записанную копию. Замечу, что правило "первый пресс - лучший по звуку" ни в коем разе не относится к легендарным The Beatles, и Боже вас упаси слушать их величайшие альбомы на CD, ибо даже знаменитое переиздание "09.09.2009" хоть и звучит намного деликатней и приятней первых чудовищно-оцифрованных моно-релизов 1987-го года, мягкостью и душевной теплотой 1960-ых там не пахнет от слова совсем. Впрочем, я отвлёкся.

Продолжая разговор про первые зарубежные издания, отдельного внимания заслуживают Target-CDs - диски, имеющие накатку, напоминающую оптический прицел, за что они, собственно, и получили своё название. Эти диски издавались лейблом WEA (Warner-Electric-Atlantic) в 1982-1985 гг. в ФРГ и Японии, причём не только для европейского и азиатского рынков, но также и для американского, поскольку в США тогда ещё не было завода, штампующего CD. На этих target-компактах выходили альбомы и сборники таких исполнителей как ABBA, Alphaville, Dire Straits, Eagles, Fleetwood Mac, Laura Branigan, Phil Collins, Queen, Rolling Stones, Roxy Music, U2 и многих других. Можно сказать, что эти компакт-диски стали для меломанов западного мира эдакими пробниками - переходным мостиком между аналоговой эпохой несовершенных пластинок  и цифровой эпохой безупречно-воспроизводимых компакт-дисков.

Самое первое (target) издание бессмертного альбома Alphaville "Forever Young" 1984-го года:




Во вторую очередь, не менее серьёзный интерес для коллекционеров компактов представляют оригинальные отечественные издания. Хотя первый советский компакт-диск появился уже в 1987-ом году (к 70-летию ВОСР), сколько-нибудь значимые тиражи начали делаться лишь после распада СССР, когда звукозаписывающие лейблы решили, что винил - это прошлый век, а за цифровым CD - будущее. Большую роль в этом решении сыграло и то, что у молодёжи основным носителем модной западной и актуальной отечественной музыки в конце '80-ых - начале '90-ых была отнюдь не пластинка, а компакт-кассета или, в лучшем случае, катушка, т.е. переход на CD происходил не с идеалогически-верного формата "грампластинка", на котором в розничной сети были представлены разве что детские сказки да низкопробная отечественная эстрада, а с магнитных лент, записи на которых невозможно было ограничить никакими партийными запретами и цензурой. Именно поэтому молниеносное закрытие, а затем и уничтожение десятков заводов грампластинок, катком прокатившееся по всему бывшему СССР в 1993-1994 гг., прошло практически никем не замеченным.

Если говорить про отечественные компакт-диски, то нельзя не упомянуть ПЕРВЫЙ в истории российской рок-музыки АЛЬБОМ, ИЗДАННЫЙ НА CD - "Позорная звезда" группы Агата Кристи.
     Самое первое издание "Позорной звезды" 1993-го года с белой обложкой, красным задником и котом Jeff'ом на накатке:




Любопытно, что когда был выпущен этот диск, у музыкантов группы Агата Кристи даже не на чем было его проиграть.
     Вот фрагмент интервью с Глебом Самойловым и Александром Козловым на "Радио 1 Петроград" (08.03.1994):
 - Собирается ли группа выпустить диск на виниле? А то компакты, сами понимаете...
Глеб: Знаете, нас собирались выпустить уже очень много раз с тех пор, как альбом "Позорная звезда" вышел на компакте, но каждый раз что-то мешало.
Саша: Ситуация почти анекдотическая. Это альбом собиралась выпустить фирма "Тау-продукт" [примечание Discoman - рекорд-лейбл, который в 1993-ем году издал пластинку другой свердловской группы Наутилус Помпилиус - "Разлука"]. И буквально несколько дней назад нам пришло от них сообщение, что они не будут его выпускать, поскольку посчитали, что для них это невыгодно. Дескать, большая себестоимость винила: и сейчас вопрос о виниловой версии находится в очень трудном состоянии.
Глеб: Я, в принципе, не верю, чтобы основная масса наших слушателей была затарена лазерными проигрывателями. Я сам такого не имею. И поэтому мне тоже грустно не иметь в руках этой пластинки, тем более, я большие конверты очень люблю еще с детства.

Помимо русского рока (Агаты Кристи, Аквариума, DDT, Крематория, Наутилуса Помпилиуса и др.), в 1993-1994 гг. в Екатеринбурге (UEP) были впервые изданы в цифре альбомы таких поп-исполнителей как Кар-Мэн, Мираж, Сергей Минаев, Владимир Кузьмин, Алёна Апина, А-Студио, На-На, Юрий Антонов, Комбинация и т.п.

Первое издание третьего альбома Кар-Мэн - "Русская массированная Звуковая Агрессия" 1994-го года:




Если вопрос с первыми изданиями закрыт или попросту не актуален, можно переключиться на собирание бутлегов. Сразу хочу прояснить свою терминологию. Бутлегами я называю не все подряд пиратские диски (в '90-ых мы их называли благозвучным словом "болгарские"), а только те сборники и альбомы, которые выпускали исключительно пираты и которые никогда не выходили официально. Сюда же относятся всевозможные концертные записи, хотя это было более характерно в эпоху пластинок (примеры - концертники Depeche Mode: "Boys Say Go!", "On the Top", "Italian Tour 11-87", Metallica: "Disposible Heroes", "Metal Militia", "Up Shot"; Pink Floyd: "Welcome to the Machine", "Signs of Life"  и т.д. и т.п.). Соответственно, собирать диски-бутлеги намного увлекательнее, чем родные фирменные, ведь мало того, что их тиражи небольшие, так ещё и зачастую они могут содержать уникальный звуковой материал. Единственный минус конкретно концертных бутлегов, который может встречаться не так уж редко - это низкое качество звука, но для коллекционера концертных бутлегов качество часто отходит на второй план.

Пожалуй, самым широко-известным в России бутлегом можно назвать четвёртый альбом Enigma - "Metamorphosis", который появился на Горбушке буквально за несколько месяцев до выхода реального четвёртого альбома "The Screen Behind the Mirror". Ну а среди любителей танцевальной музыки большой популярностью пользовались сборники Dance Party, DJ Hits и им подобные:




Ну и какой истинный фанат Depeche Mode, прогуливаясь вдоль музыкальных палаток в парке Горбушки в 1997-ом году, мог равнодушно пройти мимо лотка с диском, на котором были записаны все инструменталки Мартина Гора, собранные с синглов 1981-1990 гг.:




Помимо первых изданий и бутлегов существуют ещё и подарочные издания с ограниченным тиражом. И самыми редкими здесь выступают российские диски, выпущенные в основном после 1998-го года (годом появления в России, так называемых, лицензионных дисков). Думаю, не открою Америку, если скажу, что многие альбомы таких исполнителей как Земфира, Крематорий, Мельница, Мумий Тролль, Сплин, Тату, помимо упрощённого (лицензионного) издания в стекле, т.е. в стандартной пластмассовой коробке с 4-хстраничным вкладышем вместо полноценного буклета, выходили ещё и в подарочном варианте. Среди отечественных самым дорогим подарочным изданием на сегодняшний день является сингл Земфиры "До свидания" в слип-кейсе с прозрачным треем и цветным инлеем, который 25.10.2016 ушёл на аукционе "Мешок" за 31 662 рубля. Из-за изначально ограниченного тиража и шикарного оформления собирать такие диски и просто держать в руках невероятно приятно. Это тот случай, когда художественно-эстетическая сторона можно напрочь затмить сторону музыкальную.

Подарочное издание дебютного альбома Земфиры 1999-го года с 12-страничным буклетом в вертикальном слип-кейсе:




Подарочное издание альбома Крематория "Три источника" 2000-го года с 16-страничным буклетом в стандартном слип-кейсе:




Для продвинутых гурманов коллекционеров остаются ещё диски, изданные в различных экзотических странах, таких как Албания, Аргентина, Венесуэла, Сингапур, Малайзия, Мексика, Южная Африка, Чили, Индия, Перу и других.

Единственным представителем экзотичных стран в моей коллекции выступает дебютный альбом Portishead "Dummy", изданный в Аргентине:




Ну и последняя не охваченная мною категория раритетных релизов это ошибочные издания, хотя я понимаю, что целенаправленно собирать такое могут лишь коллекционеры-извращенцы. Ошибки в изданиях могут быть двух типов: Misprint - когда в полиграфии или на самой накатке допущена ошибка, и Mispress - когда нарушен порядок треков или какой-то трек (или несколько) отсутствует. К счастью, с Mispress мне иметь дел не приходилось, а что касается Misprint, то есть у меня один экземпляр:




Это изданный в 1995-ом году в Голландии немецко-язычный вариант моего самого любимого сборника Kraftwerk. Видимо, на каком-то из этапов были перепутаны образцы накаток, и вместо накатки с немецкими названиями композиций использовали накатку от англо-язычного издания.

Ну и коль уж речь зашла про misprint, то как не вспомнить мега-раритетное французское издание (Bernett Records) второго альбома Metallica "Ride the Lightning", первые сотни копий которого были ошибочно напечатаны с зелёной обложкой:


Хоть это и винил, но к теме раритетов и коллекционирования музыки имеет самое прямое отношение.

А что собираете вы?

cd, музыка, раритеты

Previous post Next post
Up