"От винампа до фубара" или эволюция виртуального аудио

Sep 29, 2015 08:03


Моё знакомство с Winamp'ом произошло в начале 1999-ого. Как-то я зашёл к другу в гости, а у него в комнате играет музыка не с кассетной деки "ЯУЗА-МП-221С", как обычно, а с какого-то программного плеера в Win95.
         До этого если мы и слушали музыку с компьютера, то это был либо Scream (Fast) Tracker, либо Cubic Player, в крайнем случае ( Read more... )

музыка, hi-end, ностальгия

Leave a comment

happyny September 29 2015, 11:12:06 UTC
Ностальгический пост :)
А я начал сразу пользоваться винампом, в 99-м. До этого у меня был 386SX16 с двумя метрами оперативной памяти и двенадцатидюймовым экраном 640 на 480, который никаких звуков, кроме как из системного динамика не допускали. Зато родной айбиэм ирландской сборки :)))) . А потом AMD-шный 486DX120 с восемью метрами оперативы. Вот этот к удивлению всех на раз играл любые MP3-ишки и даже какое-то авишное видео позволял смотреть с дисков. И никаких метаний у меня по проигрывателям не было, наверное потому, что музыку на компьютере почти не слушал. Компьютер был больше хабом для музыки. На него все поступающее сливалось, на нем записывались диски для воспроизведения в CD проигрывателе и на плеере.

С компьютера пытался слушать, когда покупал внешнюю звуковую карту E-mu 0404. Скачивал рипы с винила 24/192 сделанные на хороших аппаратах и запускал... сейчас уже не помню каким софтовым проигрывателем. С 0404 звук шел на "хайфайный тракт" NVA+TDL (усилитель и колонки). Ничего не могу сказать, очень приятно звучало, но рипы весили безумно много и очень скоро мне эта канитель надоела.

Reply

discoman September 29 2015, 20:29:18 UTC
Ух ты! У меня первый персональный PC был Intel 80286 - 12 MHz с 1 Мб ОЗУ и 41 Мб HDD. Но при этом два флопа (на 5.25" и 3.5") и SVGA-монитор с VGA-картой. Для осени 1993-го мега-круто. Когда я возвращался со школы, было ощущение, что у меня дома по меньшей мере машина времени. До того это было космически-невероятно. У нас ZX Spectrum'ы-то были у двух человек в классе, а тут IBM PC AT. В общем, круть, и разумеется, я мечтал сначала о 386SX-24 MHz, затем о 386DX-40 MHz, но в итоге спустя год (осенью 1994-го) отец мне подарил сразу материнку 80486 с процессором i486-DX2-66 MHz, 4 Мб ОЗУ и винтом на 420 Мб. Вот на таких дровах я и въехал в Миллениум:)

E-mu 0404 вроде серьёзная карточка, хотя мне лично не довелось с ней работать. На счёт рипов с винила - качать конечно можно, но хранить в 192/24 бессмысленно, особенно если с местом напряжёнка. Я многое перевожу в CD-формат. На слух абсолютно никакой разницы. Вообще все эти Hi-Res'ы это очередной маркетинговый развод. Если какие-то звукорежиссёры делают кривой мастеринг для CD, это не значит, что формат CD в принципе плохой и для человеческого уха 44100 Гц и 32767 ступенек в обе стороны от нуля мало. Есть же примеры и отвратительно-записанных пластинок, но про них говорить в приличном обществе не принято, а хаять CD, который на данный момент является идеальным форматом для хранения музыки, каждый знающий про теорему Котельникова почему-то считает своим долгом.

К сожалению, NVA для меня пустой звук, а про TDL конечно слышал:)

Reply

happyny September 30 2015, 06:31:08 UTC
Для 1993-го иметь дома 286-й было реально мегакруто. Я тогда о таком даже не мечтал. Только в 94-м увидев брендовый комп на 486-м проце с виндой 3.11, понял что тоже такое хочу.
E-mu 0404 имеет несколько иное предназначение, чем быть компонентом аудиосистемы. Она нужна для записи или работы с миди, для чего собственно и покупалась. Но судя по отзывам звучит очень даже прилично по сравнению с большинством чисто компьютерных звуковых карт.
Рипы с винила, это немножко не то, что CD. Предполагается, что потери качества при записи в 96/24 или 192/24 стремятся к нулю, и при воспроизведении таких записей мы как бы добавляем себе в тракт новый источник звука: ту самую пластинку, вертушку, головку, провода и т.д. на которых все воспроизводится при записи. И наверное я готов с этим согласиться. Звучит отлично. Попробуйте. Звук действительно другой, чем на CD.
С местом в принципе тоже проблем нет. Четырехдисковый Синолоджи, после того как пропала необходимость скачивать видео для просмотра, перестал требовать замены дисков на более емкие. Я просто не настолько большой ценитель качественного звука. Для такого качественного звука надо иметь отдельную комнату и работать над ее акустическим оформлением. Может быть когда нибудь потом, на пенсии :) Пока другие приоритеты.
NVA была небольшой "гаражной" фирмой, но потом кажется со смертью основателя пропала с рынка. Сейчас начал искать по ним информацию, наткнулся на свеженький сайт (2015 года): http://www.nvahifi.co.uk/. Видимо нашлись продолжатели.

Reply

discoman September 30 2015, 20:04:02 UTC
Я знаю что такое рипы с винила и сам не прочь послушать что-нибудь в 192/24, чего у меня нет "вживую" на пластинках. Но уверяю тебя, Hi-Res-записи ничем не отличаются от CD в плане "потерь качества...". Ещё раз говорю, это придумали маркетологи, чтобы развести так называемых аудиофилов на записи в новом "продвинутом" формате как когда-то развели всех обладателей виниловых коллекций на покупку имеющейся в коллекции музыки, но уже на CD. Но там хотя бы был смысл - CD по сравнению с винилом не портятся от прослушивания к прослушиванию и все треки на CD звучат одинаково классно независимо от того, где они находятся (у пластинок чем ближе песня к концу стороны, тем хуже у неё качество и ниже громкость). А вот ради чего менять цифру на цифру (CD на Hi-Res), я лично вообще не понимаю.

Качество кажется лучшим у Hi-Res не столько из-за повышенной разрешающей способности 192/24, сколько из-за того, что оригинальные пластинки записаны и звучат намного приятней и живее, чем выпущенные в '90-ых и конце '80-ых CD с идентичным материалом. А уж про современные ремастеры с пиковым уровнем превышающим 0 дБ вследствие нереальной компрессии, я даже писать не буду.

Кстати, если не веришь, можешь провести эксперимент. Возьми офигенно-записанный (на твой слух) виниловый рип в 192/24 и преобразуй его в Foobar в 44.1/16. Если сможешь вслепую услышать разницу, непременно сообщи :) Разумеется, для честного эксперимента тебе понадобится второй человек, который будет ставить то CD-трек, то 192/24-трек, а ты должен будешь вслепую угадывать что именно поставили.
Если не знаешь, как правильно преобразовывать 192/24 в 44.1/16, я с удовольствием расскажу. Просто слушать бредни о том, что CD формат не раскрывает всей прелести музыки по сравнению с 192/24, за последние пару лет мне как технарю уже порядком надоело.

Я согласен, что некоторые альбомы в виде винил-рипов звучат лучше и очаровательнее, чем те же альбомы в виде CD-рипа. Ничего удивительного здесь нет. АЦП на 192/24 работают со звуком намного деликатнее, чем древние допотопные (бытовые) АЦП на 44.1/16, которые из 16 бит могли реально делать 15, а то и 14. Но после того, как запись сохранена на винт, удалены щелчки, шумы и прочие артефакты, её вовсе необязательно хранить и слушать в 192/24. CD-формата хватит за глаза. Уверен, после честно-проведённого эксперимента ты со мной согласишься ;)

На счёт того, что для качественного звука нужно работать над акустическим оформлением комнаты, согласен на все 100%. Грамотное демпфирование комнаты и расположение колонок - это 70% гарантированно-хорошего звучания.

Про NVA я и правда ни разу не слышал и не видел. Выглядят интегрированные усилки вроде ничего так:)

Reply

happyny October 1 2015, 10:58:47 UTC
Интересно. Ни разу не сталкивался с таким мнением. Верю на слово, потому что ни CD ни хай ресы не слушаю (два года назад, после того, как к тому времени несколько лет ни один диск не запустил, убрал все сидюки в коробку и засунул подальше). На работе запускаю альбомы с яндекс музыки, в пути слушаю MP3, а дома только радио и то крайне редко. И если с последними все понятно в плане качества звука, то с чего там вещает яндекс, совершенно непонятно. Впрочем без разницы, потому что на работе надо работать :).

Reply

discoman October 1 2015, 19:28:44 UTC
Я на работе тоже не могу музыку слушать, точнее работать продуктивно и слушать музыку не получается. Только что-то одно.
А в Яндексе пускают MP3, судя по качеству. На мой слух от 160 до 192 kb/s. У нас в соседней комнате парень постоянно слушает Яндекс-музыку на работе через самодельный усилок (одноканальный на одном транзисторе), он сам спаял. Ему по кайфу, а меня Яндекс-музыка не устраивает. Зато когда подрубаешь к его усилку мой плеер (FiiO X5) с CD-музыкой, совсем другой коленкор:)) Так что источник это 50-60% звука, а не 20-30% (как учил советский подход к построению Hi-Fi системы).

Reply

happyny October 2 2015, 06:39:23 UTC
Нет, на работе у меня музыка не выключается. Она как ширма, которая отгораживает от всего постороннего. При этом собственно музыку я почти не слышу. Бывает наденешь наушники утром, а ближе к обеду понимаешь, что музыку так и не включил :) При этом все новое, или русскоязычное дико отвлекает. Хотя нет, последнее время часто слушаю Zorge, нисколько не отвлекает и очень нравится :)
Наверное не настолько плоха Яндекс-музыка, насколько хорош звуковой тракт у FiiO X5 :) Думаю, если бы в компьютере стояло звуковуха поприличнее штатной, то и такой разницы в звуке не было.

Reply


Leave a comment

Up