Впервые я узнал про существование компакт-диска в самом начале 1991-ого года. В газете "Московский комсомолец", которую наша семья регулярно выписывала, я как-то после школы прочитал интервью с Ксенией Стриж, одной из ведущих популярнейшей в то время музыкальной радиостанции "Европа Плюс Москва". В нём она вскользь упомянула о том, что вся музыка в эфире ставится исключительно с компакт-дисков, а обычные виниловые проигрыватели, хотя и имеются в студии, совершенно не используются. Стоит заметить, что в первой половине девяностых почти никто из моего окружения, равно как и я сам, не произносил "компакт-диск", все мы дружно называли CD лазерным диском потому как считывание информации в отличии от грампластинки происходило бесконтактным способом с помощью лазерного луча. Именно благодаря этому, лазерные диски заслужили славу вечного, неубиваемого и при этом напрочь лишённого шумов аудио-носителя. Про то, что информация на нём хранится в цифровом виде, я узнал чуточку позже. Но всё это были лишь сладкие завораживающие разговоры. А мне безмерно хотелось увидеть это чудо техники собственными глазами...
И вот весной 1993-го года, будучи c отцом в гостях у одного весьма мажорного дядечки (уже в то время он получал зарплату в долларах США), я впервые увидел отечественный лазерный проигрыватель "ВЕГА ПКД-122С".
Как же я тогда завидовал владельцу этого чудо-агрегата. Внутри меня распирало довольно горькое чувство - я понимал, что вряд ли когда-нибудь смогу позволить себе слушать музыку на компакт-дисках, поскольку на тот момент даже один диск стоил немыслимых для меня и моей семьи денег. В лазерном проигрывателе "ВЕГА..." использовались японские микросхемы SANYO, YAMAHA и другие, поэтому неудивительно, что он стоил как крыло от самолёта, а простому инженеру он был просто не по карману. Облизываясь в тот вечер на этот чудо-аппарат, я увидел рядом с ним стопочку компакт-дисков, их было от силы штук десять. Я взял в руки первый с краю, им оказался сборник лучших вещей ABBA "Gold (Greatest Hits)". Несколько секунд я повертел прозрачную пластиковую упаковку с чёрно-золотой обложкой в руках, но так и не понял, как её открыть. Поскольку я взял диск без разрешения, то подзывать владельца не стал, а аккуратно вернул его на место. И весь ближайший год наивно полагал, что диск вставляется в проигрыватель прямо в пластиковой коробке, а уже внутри она как-то раскрывается, и диск свободно считывается лазером. В общем что-то похожее по принципу работы на VHS-кассету или 3,5" дискету, которые так же открываются внутри считывающего устройства...
Так бы я заблуждался и дальше, если бы однажды, в феврале 1994-го года, не приехал в гости к брату. Они с женой буквально за месяц до этого обзавелись музыкальным центром SONY, который имел в своём составе лазерный проигрыватель. Мне не терпелось услышать собственными ушами как звучит компакт-диск. Брательник вытащил из аналогичной пластиковой коробки и вставил в музыкальный центр единственный имеющийся у них дома CD - Сборник "СОЮЗ 10. Часть 2". И так уж получилось, что первой услышанной мною песней на CD стал 4-ый трек этого сборника На-На "Шляпа". Сказать, что меня хоть немного впечатлило качество звука, я не могу. И это при том, что я был не очень-то искушённым слушателем - уже более года я слушал музыку исключительно на кассетах, полностью забросив старые добрые катушки. Звук показался мне чересчур ярким, чересчур перенасыщенным высокими частотами, но совершенно лишенным плотности и глубоких басов. В общем, я был, мягко говоря, разочарован. Лишь много месяцев спустя я понял, что дело было не в самом компакт-диске, а в уродском музыкальном центре, какие просто заполонили в начале '90-ых все московские магазины бытовой техники и крупные радио-рынки. Слушать их было невозможно, и я искренне не понимал, как люди, имеющие дома такие серьёзные агрегаты как "ЯУЗА-220 Стерео", "ВЕГА МП-120-Стерео", "Бриг-001-Стерео" и другие образцы советского Hi-Fi, без всякого сожаления расставались с ними и меняли их на мега-функциональные и компактные музыкальные центры с абсолютно пластмассовым звуком..
Лишь летом 1995-го года, будучи в гостях у одноклассника, такого же меломана как и Ваш покорный слуга, я смог по-настоящему оценить весь шарм и прелесть компакт-диска. У моего приятеля среди прочих Hi-Fi компонентов был новейший и довольно навороченный японский проигрыватель компакт-дисков Pioneer PD-S504. Даже до нажатия на клавишу PLAY он поразил меня тем, что диск [Michael Jackson "HIStory continues (Disc 2)"] в него вставлялся вверх ногами - накаткой вниз. Одноклассник поставил восьмой трек (Come Together), и от этого плотного, сочного, напористого звука из колонок с потрясающим стереоразрешением и мельчайшими деталями я просто улетел. Я стоял и слушал музыку несколько минут как завороженный. Затем мы послушали первый трек с первого диска HIStory (Billie Jean) и ещё пару песен не до конца. Какой же кайф я тогда испытал и какой переворот случился в моей голове! Всё, что я слушал до этого, не шло вообще ни в какое сравнение с тем, что звучало в комнате сейчас. Наслушавшись Майкла, я попросил приятеля поставить один из моих любимейших на тот момент альбомов E-Type "Made In Sweden", который скромно и одиноко лежал у него на полке. Записан он был, разумеется, намного проще и менее деликатно, чем HIStory, но всё равно звучание очаровывало. Ну и завершили прослушивание мы саундтреком к нашумевшему фильму Квентина Тарантино "Pulp Fiction". Думаю, я ничуть не преувеличу, если назову этот диск самым популярным саундтреком в России. Кстати, это было моё первое знакомство с жанром "Original Sound Track", а сам фильм "Криминальное чтиво" я посмотрел спустя год, не поняв с первого раза вообще ничего.
Выйдя на улицу из подъезда одноклассника, я стал мечтать о том, что когда-нибудь смогу слушать музыку в таком же потрясающем качестве у себя дома. У меня к тому времени уже был персональный компьютер и звуковая плата. И тут я узнал (кажется, из того же "МК"), что абсолютно любой музыкальный компакт-диск можно воспроизвести на компьютере, используя CD-ROM-привод. Эта новость меня настолько обрадовала и вдохновила, что я стал бредить покупкой CD-ROM денно и нощно. И на мой очередной день рождения отец подарил мне CD-ROM-привод Мацушита-Котобуки Panasonic. С этого момента мне открылась дверь в бесконечный мир музыки на компакт-дисках. Сперва я брал диски у того самого одноклассника (Dance Party 2, U2 "Zooropa", INXS "Very Best", The Rolling Stones "Greatest Hits" и другие), поскольку у нас в классе на тот момент ни у кого больше не было ни компакт-дисков, ни тем более персонального компьютера. А в декабре 1995-го года отец по моей просьбе купил мне в палатке в подземном переходе на Арбате мой самый первый CD - Savage "Greatest Hits And More..." за 22 000 рублей. Хотя это был болгарский диск, звучал он потрясающе, поэтому до сих пор занимает достойное место в моей аудио-коллекции.
А Вы помните первый купленный Вами или услышанный собственными ушами CD?