Ровно 32 года назад
- 3 ноября 1980 года -
вышел 7-й студийный альбом
АВВА "Super Trouper".
Этот альбом
стал ещё одним шагом вперёд в творчестве
АВВА.
Если
"Voulez-Vous"
наглядно продемонстрировал,
что группа повзрослела,
но сохранила мощь и энергию,
то в новом альбоме
они предстали зрелыми,
сложившимися музыкантами,
хотя, возможно, немного усталыми.
Это было скорее
совершенствование мастерства,
которым они уже владели,
нежели радостное путешествие в мир открытий.
Если в
"Voulez-Vous"
летят искры от противопоставлений
и контрастов в аранжировках,
в
"Super Trouper"
АВВА
звучат более однородно.
Клавишные
больше не сражаются с гитарами:
практически на всех треках
на звуковом ландшафте
доминирует гигантский
- и в физическом, и в аккустическом смысле -
синтезатор Бенни
"Yamaha GX-1".
Впервые
Бенни познакомился с этим инструментом
в ноябре 1978 года,
когда группа
Led Zeppelin
прибыла в собственную студию
АВВА "Polar Music"
в Стокгольме,
чтобы в течение 2-х недель
записывать песни
для своего альбома
"In Through The Out Door".
Клавишник
"Led Zepellin"
Джон Пол Джонс
привёз с собой свой синтезатор
"GX-1" -
огромную штуковину,
имеющую не менее 3-х клавиатур.
(Конечно, не ТОТ самый синтезатор, но всё же...)
"Я подумал:
"Что, чёрт возьми,
это такое?
- вспоминает Бенни,
который как назло
через несколько дней
отправлялся вместе с
АВВА
в гастрольный тур по Японии.
"В Токио
я связался с
Yamaha,
и они продемонстрировали нам инструмент.
Они называли его органом,
а я сказал:
"Это не орган,
это самый лучший в мире синтезатор!"
Я купил его,
и он стоил очень дорого:
более 300 000 крон
(примерно $68,000 на тот момент),
что было и остаётся
довольно-таки большой суммой денег
для синтезатора".
Программирование и сохранение звуков
на "GX-1" было очень трудоёмким процессом,
занимающим "долбанную вечность",
как описывает это Бенни.
Но когда
он создал один из отличительных звуков,
открывающих песню
"Does Your Mother Know"
с альбома
"Voulez-Vous",
Бенни подумал:
"Он стоит каждого пенни!"
К началу работы над
"Super Trouper"
любовный роман Бенни с "GX-1"
углубился до такой степени,
что синтезатор
заменил все партии,
которые обычно должны были звучать
в исполнении оркестра -
например,
струнная партия
в начале песни
"Happy New Year"
или электрическая гитара
во вступлении
"On And On And On".
Песня
"The Winner Takes It All" -
единственная с альбома
"Super Trouper",
где звучат настоящие струнные.
Бенни находил своеобразное очарование в том,
чтобы не объяснять свои идеи аранжировщику,
а собственным пальцами достигать на клавишных
того звукового эффекта,
который он искал.
Он также отмечает,
что синтезатор "Yamaha"
не столько имитировал живые инструменты,
сколько создавал своё собственное самобытное звучание.
И действительно,
если бы не
"GX-1",
то не существовало бы
и такого величественного,
основанного на клавишных мотивах,
вступления,
как в песне
"Me And I".
В начале февраля 1980 года
два композитора чуть более,
чем за неделю записали треки аккомпанемента
для первой партии песен.
Таким образом,
всего через месяц
после работы над новым альбомом
АББА
имели в своем багаже целых 5 песен.
Примерно так выглядел рабочий день АББА в студии:
(фотографии сделаны Anders Hanser летом 1980 года во время записи песен
Our Last Summer и The Winner Takes It All)
После этого
они сделали перерыв на несколько недель,
чтобы подготовиться к туру по Японии.
В сентябре
группа вновь собралась в студии
для заключительных сеансов записи нового альбома.
Уже было решено,
что он будет называться
Super Trouper,
хотя песни с таким названием еще не существовало.
Тем временем
Руне Седерквист
и фотограф Ларс Ларссон
думали над оформлением обложки.
"Super Trouper" -
так назывался гигантский прожектор,
используемый во время концертов на стадионах,
но у Седерквиста и Ларссона этот термин ассоциировался с цирком.
Из этой базовой концепции
родился замысел сфотографировать
АББА
в окружении большой группы цирковых артистов.
"Мы знали,
что будем иметь довольно большой бюджет на оформление обложки,
- вспоминает Руне Седерквист, -
и у нас возникла идея сделать снимки
на Пикадилли Сиркус в Лондоне".
Выбор места
определялся исключительно наличием
в его названии слова "цирк".
Седерквист и Тумас Юханссон вылетели в Лондон,
чтобы договориться о фотосеансе.
Лондонские власти сразу выразили опасение,
что съёмки вызовут хаос на многолюдной площади.
"Мы сказали им:
"Съёмки будут происходить в три часа ночи,
когда там никого не бывает,
- вспоминает Седерквист. -
Я намеревался организовать утечку информации,
чтобы на Пикадилли Сиркус собралось,
как можно больше народа".
Однако,
от этой идеи пришлось отказаться,
поскольку им сообщили о существовании закона,
запрещающего организацию массовых зрелищ в центре Лондона.
Предложение
все же попытаться провести съёмку было отвергнуто.
"АББА не хотели оказаться втянутыми в какой-либо скандал",
- говорит Седерквист.
Более дешевой
и более реальной альтернативой места проведения фотосеанса являлась
Europa Film Studio в Стокгольме.
Вечером 3 октября
там собрались артисты двух цирков,
среди которых находились несколько друзей и знакомых
АББА.
Но и в этом случае не обошлось без проблем:
два цирка конкурировали и враждовали между собой,
и одна труппа с шумом покинула здание.
В конечном итоге,
все получилось прекрасно.
Помимо обложки нового альбома,
видеоматериалы этой съёмки украсили клипы
Super Trouper и Happy New Year.
(Окромя циркачей в клипе также снялась и мебель IKEA!)
Видео к англо- и испаноязычным версиям
Happy New Year (Felicidad)
"доснимались" 8 ноября 1980 года.
Click to view
Фотки со съёмок:
На октябрь-ноябрь
планировалось проведение стратегических рекламных мероприятий
в поддержку нового альбома.
21 октября
АББА
приехали с двухдневным визитом в Париж.
В ноябре
они собирались в Великобританию и Западную Германию,
чтобы сняться для телевизионного выпуска,
который впоследствии должен был продаваться
и другим заинтересованным странам.
Но в середине ноября
продюсеры западногерманской телевизионной программы
Show Express,
в которой АББА планировали появиться в конце месяца,
получили сообщение о существовании угрозы похищения членов группы:
будет похищен неназванный член группы,
после чего за его освобождение потребуют выкуп.
АББА были напуганы.
"Когда тебе грозит подобная опасность,
это ужасно,
- говорил Бьорн. -
Вдруг ты понимаешь,
что тебя может где угодно подстерегать какой-нибудь сумасшедший ублюдок".
Полиция взяла под охрану всех членов группы,
и им посоветовали пока никуда не выезжать из Швеции.
Визиты в ФРГ и Великобританию
были отменены.
Тем не менее,
продюсеры Show Express были полны решимости
показать АББА в своей программе.
Они привезли в одну из студий шведского телевидения
все необходимое оборудование,
и АББА исполнили там 3 песни с нового альбома:
The Winner Takes It All, Super Trouper, On And On And On.
Этот мини-концерт транслировался в прямом эфире
в виде 20-минутного сегмента телевизионного шоу в Западной Германии.
Агенство,
обеспечивавшее охрану студии,
привлекло дополнительный персонал для защиты
АББА.
Здание студии
обыскали с собаками на предмет взрывчатки,
а у входа в него находились 10 полицейских.
Гости
- около 20 друзей АББА -
должны были пройти через 3 контрольных поста,
чтобы попасть в студию.
К счастью,
угроза так и не была приведена в исполнение,
и меры по защите группы постепенно смягчились.
(Тем же вечером была записана
- ставшая легендарной -
версия Happy New Year,
получившая в простофанатье название
"АББА у рояля",
которая потом транслировалась телевидением СССР,
а также в течение многих лет
- в новогоднюю ночь, ровно в полночь -
шведским ТВ. -
моё прим.)
Click to view
* Happy new year * Happy new year * May we all have a vision now and then * Of a world where every neighbour is a friend * Happy new year * Happy new year * May we all have our hopes, our will to try * If we don't we might as well lay down and die * You and I *
Иностранная телевизионная бригада
не сочла за труд приехать в Швецию только для того,
чтобы с помощью спутниковой связи
показать АББА в своем шоу,
и этот факт служит неопровержимым доказательством того,
что, несмотря на сравнительно редкие появления на публике,
группа нисколько не утратила свою популярность.
Он также свидетельствовал о том,
что необходимость в завоевании новых территорий более не существует, -
хотя они свели свои рекламные поездки к минимуму,
в большинстве стран спрос на их пластинки превышал предложение.
Как покажет будущее,
отсутствие вызовов и недостигнутых целей станет сдерживающим фактором
в творческих устремлениях группы и, в конечном итоге,
сыграет роковую роль в её судьбе.
Альбом
"Super Trouper"
явился ещё одним коммерческим успехом,
возглавив чарты повсюду,
подобно всем их альбомам,
начиная с
"Arrival".
Только в Великобритании
было предварительно заказано
рекордное количество копий -
1 миллион.
Меньше,
чем через 2 месяца
после выхода альбома
объём продаж по всему миру
уже превышал 4 миллиона.
Кроме того,
это был первый альбом
АВВА,
воспринятый всерьёз большинством обозревателей.
Возможно,
этому способствовала зрелость,
как в музыке, так и в имидже -
они больше не рядились
в откровенно вызывающие костюмы.
"The Winner Takes It All"
с её искренними чувствами
и несомненными музыкальными достоинствами
стала поворотным пунктом для тех,
кто прежде относился к группе,
как к досадному недоразумению.
(Отрывок из книги Карла Магнуса Пальма
"ABBA: Bright Lights, Dark Shadows")