Из серии
"История песни":
30-летию
песни
ABBA "The Day Before You Came"
посвящается...
***
1982-й год
стал очень необычным годом в истории
"АББА".
Их действия и решения
больше не были хорошо продуманными
и тщательно взвешенными.
В мае
Бьорн и Бенни пришли в студию,
чтобы начать работу над новым альбомом
"АББА".
Поначалу
у них были планы
записать двойной альбом,
включавший одну пластинку со студийными записями
и вторую - с лучшими концертными номерами
с пяти или шести живых выступлений,
которые они намеревались дать в Европе.
Спустя некоторое время
было принято решение
отказаться от концертной пластинки
- "чертовски глупая затея",
как впоследствии выразился Бьорн, -
и ограничиться выпуском студийного альбома.
Но всё же
у них что-то не ладилось.
Ещё на стадии сочинения материала
работа шла с большим трудом.
Складывалось впечатление,
будто у Бьорна и Бенни
полностью истощился запас творческой энергии.
Когда же, наконец,
они сочинили несколько песен
и приступили к их записи,
обнаружилось, что у них отсутствует
какая бы то ни было мотивация.
Всем было ясно,
что проблемы,
возникшие в процессе работы над альбомом
"The Visitors",
носили отнюдь не временный характер.
"Даже когда всё идёт прекрасно,
время от времени случаются "спады",
и вначале вы не воспринимаете их,
как признак усталости,
- размышлял позже Бьорн. -
Только во временем становится очевидным,
что вам всё труднее и труднее работать в студии".
Едва были завершены три трека,
как члены группы
решили не выпускать альбом в 1982 году.
Два из законченных треков
- "Just Like That"
и
"I Am The City" -
предполагалось включить в будущий альбом,
а третий
- "You Owe Me One", -
который не очень нравился Бьорну и Бенни,
в лучшем случае
мог быть выпущен на второй стороне сингла.
В самом деле,
материал, записанный
"АББА"
в 1982 году,
был явным шагом назад.
Группа вернулась
к совместному основному вокалу,
многослойным аранжировкам и более абстрактным текстам.
Было очевидно,
что они утратили ориентацию
на современной музыкальной сцене
и перестали понимать,
какую роль играет
"АББА"
в их жизни.
Бьорн и Бенни
постепенно теряли интерес к
"АББА".
Они всё ещё мечтали
сочинить мюзикл.
После некоторых неудачных попыток
заинтересовать этой идеей таких людей, как
Джон Клиз,
Бьорн и Бенни
были представлены
Тиму Райсу,
в то время известному главным образом,
благодаря своему сотрудничеству с
Эндрю Ллойдом Уэббером
в создании мюзиклов
"Jesus Christ Superstar" и "Evita".
В декабре 1981 года
Райс приехал в Столкгольм,
чтобы встретиться с двумя композиторами.
Они быстро договорились
и решили развить одну из идей Райса:
шахматы -
как метафора истории любви,
а также отношений между Востоком и Западом
в годы холодной войны.
Будет ли реализован
этот проект и когда -
не это было главным.
Главное заключалось в том,
что их мечта начинала обретать зримые контуры.
Отныне
это было уже не просто смутное желание,
которое они собирались воплотить в жизнь,
когда у них будет время.
В Райсе
они нашли энергичного партнёра,
готового помочь им осуществить их планы.
Такой поворот событий
явно не способствовал укреплению
решимости Бьорна и Бенни
продолжать карьеру
"АББА".
После неудачи с записью нового альбома
Стиг
(их менеджер),
дабы заполнить образовавшуюся брешь,
решил сделать то,
что задумал ещё в 1979 году,
а именно:
выпустить двойной альбом,
составленный из синглов
"АББА",
с добавлением двух новых треков.
2 августа
Бьорн и Бенни
вновь пришли в студию,
чтобы записать две новые песни.
"Cassandra" и "Under Attack"
были неплохими вещами,
но оба композитора сомневались в том,
что они достойны первой стороны сингла.
Им нужен был
более убедительный трек.
Очень немногие песни
"АББА"
были написаны непосредственно в студии,
но сейчас поджимали сроки.
Завершив запись
"Under Attack",
они решили позволить себе роскошь
и потратить дорогостоящее студийное время
на сочинительство.
У Бенни
имелся замысел песни,
которую он принялся наигрывать
на синтезаторе
"Yamaha GX-1".
Майкл Третов
записывал на магнитофон
все импровизации Бенни.
Плёнка запечатлела процесс
обретения песней формы:
менее чем за час
мелодия была готова.
Новая песня
получила рабочее название
"Den Lidante Fageln",
но выйти она должна была
под названием
"The Day Before You Came".
В этот момент
Бьорн и Бенни
приняли очередное необычное решение.
Они не стали приглашать других музыкантов,
и Бенни сам исполнил
все партии на синтезаторе -
в том числе,
и партию на ударных.
В те времена
подобный метод записи
был весьма популярен.
Майкл Третов,
всегда восприимчивый к современным тенденциям
в технике записи,
предложил попытать счастье в этом направлении.
Посредством стробирования звука
традиционного исполнения Бенни
он достиг эффекта,
когда бит барабана определял,
в какие моменты
будет слышен синтезатор.
Результат превзошёл все ожидания:
пульсация прекрасно контрастировала
с мечтательной тональностью песни.
Кроме синтезатора,
на треке присутствовали всего два инструмента -
барабан,
наложенный перкуссионистом
Оке Сундквистом,
и едва слышимая акустическая гитара Бьорна.
Сочинение текста к этой песне
оказалось для Бьорна нелёгкой задачей.
Согласно его замыслу,
женщина,
являющаяся главным персонажем,
перечисляет все скучные,
повседневные дела,
которые она переделала за день
до встречи с мужчиной,
изменившей всю её жизнь.
"Текст должен быть содержать
длинное перечисление занятий женщины,
ведущей рутинный образ жизни,
- вспоминает он. -
Было очень трудно,
с грамматической точки зрения,
скомпоновать их вместе,
соблюдая элементарную логику".
Пела её Агнета.
Бьорн и Бенни
сказали ей,
что вокал должен быть "безыскусным",
чтобы он звучал,
как пение обычной женщины,
а не профессиональной певицы.
Это находилось в соответствии
с их интересом к "театральной" музыке,
но позже
они пожалели о своём решении.
"Мне кажется,
было бы лучше оставить Агнету певицей,
а не делать из неё женщину,
о которой она поёт",
- говорил Бенни.
Наложение вокала
состоялось уже в сентябре.
Майкл Третов
вспоминает это событие, как
"чрезвычайно эмоциональное.
Было ощущение,
что это конец.
Агнета пела
при выключенном освещении.
У меня на глаза
навернулись слёзы".
Хотя тогда этого никто не знал,
"The Day Before You Came"
действительно стала последней записью
"АББА".
Захватывающая мини-мелодрама
была более чем достойным финалом истории,
начавшейся десятью годами ранее.
21 сентября
был снят клип.
Впервые
в качестве режиссёра выступал не
Лассе Халльстрём,
чьим последним клипом "АББА"
стал
"Head Over Heels".
"Думаю,
что продюсеры шоу, вроде
"Top Of The Pops"
посчитали, что я слишком старомоден,
- говорит Халльстрём, -
и кто-нибудь из них
предложил пригласить нового режиссёра".
На самом деле
Бьорн пригласил режиссёра
Челла Сундвалла
и оператора Челла-Оке Андерсона
по совету своей жены,
которая работала с ними
над рекламным проектом.
В то время
Сундвалл и Андерсон
представляли собой
весьма перспективную команду кинематографистов.
Челл-Оке
принимал активное участие
в движении "progg" 70-х
и являлся старым противником
"АББА".
Теперь ему пришлось
переступить через свои убеждения
- в конце концов, это была работа, -
хотя он старался не афишировать
своё сотрудничество с группой.
Впоследствии он говорил,
что больше всего съёмки клипа
запомнились ему довольно странной атмосферой.
"У меня было ощущение,
что мы работаем не с группой,
а с четырьмя отдельными людьми".
Cъёмки проходили в 3-х разных местах:
в стокгольмском Китайском театре,
на железнодорожной станции Tumba и в аэропорту Arlanda.
Фотосессия в Китайском театре:
Тем не менее,
когда песня была выпущена в октябре
на первом из двух осенних синглов,
она не добилась особой популярности
среди любителей музыки.
Правда,
сингл вошёл в Топ 5
на нескольких важных для
"АББА"
рынках -
в Швеции, Норвегии, Финляндии,
Нидерландах, Бельгии и Швейцарии.
То, что
"The Day Before You Came"
поднялась в британских чартах только до 32-го места,
стало тревожным сигналом.
В конце концов,
для Бьорна и Бенни
Англия всегда была родиной поп-музыки
и всех наиболее важных тенденций
её развития.
Между тем,
США
превращались в арену второго
"британского вторжения"
(первое за два десятилетия до этого
возглавили
"Битлз").
В скором времени
американские чарты
заполнятся новыми романтическими исполнителями,
певшими под синтезатор,
такими, как
"Human League", "Duran Duran" и "Culture Club",
проложившими путь для эскапизма 80-х.
На этом фоне
незатейливая история
о беспросветной жизни 30-летней женщины,
длившаяся 6 минут,
представлялась несколько неуместной.
"Если бы мы позволили Агнете
спеть более красиво,
мне кажется,
песне было бы легче найти дорогу
к сердцам людей,
- рассуждал впоследствии Бьорн. -
Мы просто начали утрачивать
контакт с главным потоком поп-музыки -
этой замечательной, таинственной силой,
которой трудно дать определение".
"АББА"
уже потеряли значительную часть внутренней энергии,
а теперь
они быстро теряли аудиторию.
В начале ноября
группа отправилась
в Англию и Западную Германию
для появления на телевидении
и других встреч с представителями массовой информации.
С 8 по 11 ноября 1982 года
"АББА"
находились в Саарбрюкене (ФРГ),
где снималась программа
"Show Express",
которая станет для них
самой последней немецкой передачей.
Четвёрка казалась очень счастливой
и расслабленной на сцене,
и эта программа, очевидно,
является одной из лучших с их участием.
За
"АББА"
медленно, но верно закрывалась дверь,
и очень скоро стало ясно,
что ни Бьорн, ни Бенни,
ни Агнета, ни Фрида
не имеют желания вновь открыть её.
(Отрывок из книги Карла Магнуса Пальма
"ABBA: Bright Lights, Dark Shadows"
+
мои скромные вкрапления)
Материалы по теме:
ABBA на подпевках ABBA воссоединились! Только для премьеры фильма... ABBA все еще на вершине Самая популярная свадебная песня в Австралии Шокирующее признание участника АББА Всемирный ABBAкалипсис Бьорн Ульвеус: "На "Евровидении" я голосовал за Грецию. Но только не за Россию" Всё могут Короли! Танцующие королевы воссоединились! В Швеции поют даже отели Бенни Андерссон о "Евровидении" ABBA: Смешные истории Сможет ли Бенни Андерссон снова захватить чарты? ABBA не воскреснет даже после смерти Джексона Бенни Андерссон теперь выступает бесплатно Бенни Андерссон: "Я не понимаю, почему АББА до сих пор пользуется успехом" Отец и дочь: Встреча НЕ на Эльбе Есть ли жизнь после ABBA: Агнета Фальтског АББА-опрос! Последний "визит" в страну "АББА" В Польше его считали женщиной Волосатые дивы ABBAкалипсис продолжается АББАсолютное первенство! А знаете...? Новый Год. Цирк. АББА.ИКЕА. АББАкадабра АББА: Дважды два - четыре, дважды два - четыре! Это всем известно в целом мире! Японская весна АББА АББА покоряет Америку. Спустя 30 лет 568-е "воссоединение" АББА Есть ли жизнь после ABBA: Агнета Фальтског ДискотЭка по-шведски Куда исчезла куртка Агнеты? Куда исчезла сама Агнета? Свадебные генералы Фрида окончательно осиротела ABBA тоже не гнушались рекламы Фу, так они ещё и курили! "АББА" в "Пари-Матч" ABBAustralia или Второе пришествие "АББА" в Австралию В Швеции переиздают "АББА" АББАвстрализация продолжается! "Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна..." "Священный Грааль" АВВА Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна - Часть II Ты в музее моей души - драгоценность живая Фотография 9 на 12, с наивной подписью "на память" Нет, не вернуть нам наше вчера, подступает иная пора Ветер ли старое имя развеял. Нет мне дороги в мой брошенный край... ...И всё находите, и всё Вам лишнее, а если просто Вам найти меня? Сказочная страна, кто мне расскажет, кто подскажет, где она, где она И жила я бестолково до того, как поняла, что давно уже такого я грабителя ждала Горячее солнце, горячий песок, горячие губы - воды бы глоток Для того, что на словах не передашь, люди выдумали кисть и карандаш... Мы все спешим за чудесами, но нет чудесней ничего, чем та земля под небесами, где крыша дома твоего Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцы... Хочешь солнце вместо лампы, хочешь за окошком Альпы? The Winner Takes It All - The Loser Has To Fall ...Огни отелей так заманчиво горят... Мужичок с гармошкой, поиграй немножко... Нормальные герои всегда идут в обход Купила мама коника, а коник без ноги... Пока часы двенадцать бьют, пока часы двенадцать бьют... Гаснет в зале свет, и снова я смотрю на сцену отрешённо... Туфли узкие, скинь туфли узкие, скинь туфли узкие и - босиком... I Have A Dream - A Song To Sing Суббота есть суббота и никаких забот... Главное, чтобы костюмчик сидел. Непринуждённо, легко и вальяжно... ...Нам попугай грозил загадочно пальмовой веточкой... Крикну, а в ответ - тишина, снова я осталась одна, сильная женщина плачет у окна... My Love My Life... Этой ярмарки краски, разноцветные пляски, деревянные качели, расписные карусели... Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз... ...Нам попугай грозил загадочно пальмовой веточкой - Часть II Купила мама коника, а коник без ноги... По острым иглам яркого огня бегу, бегу - дорогам нет конца... There's No Hurry Anymore When All Is Said And Done... Тише, тише, что он прячет, если прячет - это значит, тайну прячет от нас... 220 вольт... Москау, Москау, закидаем "АББАми" - будет вам Олимпиада, охо-хо-хо-хо! Висит на заборе, колышется ветром, колышется ветром бумажный листок: "Пропала кассета!" Всё дальше парусник, всё дальше - всё больше между нами фальши... Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна... Кабаре, кабаре, подари мне эту ночь... Вот, как бывает - где этот летний сон? Вот, как бывает - растаял он... С берега к берегу, с отмели к отмели, друг мой прощай... Папа может, папа может, быть кем угодно - только мамой, только мамой не может быть! День рождения твой не на праздник похож - 16-е декабря. Из гостей только я и докучливый дождь... Ежегодно меняется мода, но покуда стоит белый свет... Кто это, кто это, кто? Этот парень с гитарой? А музыка звучит, как pазлуки стон - это стаpый вальс, осенний сон... День, в который ты пришла, не обещал тепла, он длился словно годы...