Шмеман, «Дневники»: «…лекции - я всегда с удивлением ощущаю это - я читаю столько же для себя, сколько студентам. В них я не кривлю совестью, и не кривлю потому, что их читает во мне кто-то другой, и часто они просто удивляют меня: вот, оказывается, в чём вера или учение Церкви...».
«Читает кто-то другой»… как это мне знакомо, вот это удивление - «откуда эта мысль?!» Когда ты изнутри чувствуешь - эта мысль не результат работы твоего разума, не из размышлений родилась, а вдруг сама сформировалась - быстро и в самую точку. Пытаешься как-то придти к истокам её возникновения и понимаешь: в истоке только одно - сама проблема. Можно вспомнить ещё детские годы, когда в 3,5 года я подсказывала двоюродному брату Сеньке (первокласснику), какая на странице буква «а», а какая «б».
Вспоминается - мне лет 14-15. Первый протез. Что-то в нём сломалось, и папа взялся сам чинить. Разобрал в коленке, что-то подтянул, надо собирать, а как соединить голень и приёмник - загадка.
От деревянного бедра в голень (старая модель, на дворе - 1958 год) должна проходить широкая, тугая резиновая лента, внутри голени почти у самого дна эта лента подходит под горизонтальный стержень, пересекающий канал в голени, и выныривает с другой стороны. Её надо подтянуть к приёмнику и там закрепить. Задача - как в узком канале голени ленту пропустить под стержень и вытянуть обратно. Рука не лезет, никакого крючка с длинным телом нету, да и лента должна растягиваться, пока ею манипулируешь.
Папа никак не мог справиться. И я (озаренно) предложила: берём гайку среднего диаметра, привязываем к ней прочную, длинную нить, спускаем гайку в канал голени, там её перекатываем, чтобы она под стержнем пролезла, возвращаем обратно, а к другому концу нити привязываем конец резиновой ленты и тянем нить с лентой - та спускается под стержень и потом выходит на поверхность, закрепившись под стержнем. Нить от резинки отвязываем, а ленту закрепляем на приёмнике.
Восторг был полный. Папа крутил головой: «Ну, Дина, голова работает - так придумать!»
А я до сих пор удивляюсь на себя - это же техническое решение, как я, шестиклашка, без каких-то особых знаний вдруг его выдала, когда даже рационализатор-токарь мой папа растерялся.
И потом всю жизнь - вдруг решение из ниоткуда какой-то проблемы. Иные решаются при «зрелом размышлении», но часто и вот так: задача в начале и ожидаемый результат её решения, а само решение вдруг выстраивается как бы само собой. И горе тому, кто в это время ко мне суётся с советами или какими другими разговорами - я просто свирепею, рявкаю не хуже псины: «Отстань!» Народ обиженно отскакивает, потом приходится извиняться и объяснять: если я думаю над чем-то - не лезьте ко мне, я теряю нить и восстановить будет трудно или вовсе невозможно. Тогда придётся решение искать путём размышлений и проб.
То есть вот такое озарение - оно мгновенно. Его надо «поймать» и закрепить в памяти. И оно самое эффективное и оказывается самым простым.
С годами этот навык утрачивается. Возможно, потому что он требует постоянной тренировки, а проблем, которые можешь решить только ты (больше некому) всё меньше.
Но (к Шмеману) ощущение, что решение приходит к тебе готовое и он не твоё - это есть. Не сходно ли это с озарениями поэтов? «Муза посетила».