Сегодня ночью (под утро) вижу сон: в какой-то комнате мы, аппаратура там, и я прошу сына наладить телевизор, не то он что-то показывает. Он тянется к ручкам, а у него нет кисти на правой руке, и я знаю - да, что-то такое произошло, у сына нет кисти и даже, кажется, двух, но он уже приспособился (это я тоже знаю), и я думаю: «Вот, на дне рождения он там был, а никто не обратил внимания, как ему трудно». И сзади, со спины сына обнимаю, и хоть вижу, что он уже приспособился, что у него на концах рук такие раздвоенные, вроде пальцев, мышцы, и он ругулятор довольно умело крутит, а всё равно - так мне его жалко, так жалко. Я от жалости просыпаюсь, соображаю, что с сыном всё в порядке.
Лежу, радуюсь и постепенно на Маму перешла мыслями: это же мне объяснение, почему Мама всё время вмешивалась в мою жизнь - из жалости ко мне, такой сильной жалости, что избавляться она от неё могла только действием.
Плохо было то, что она не понимала - её жалость мне была не нужна, не тот у меня был характер - принимать жалость, поэтому я принимала её помощь лишь как временное мероприятие, совместное моё и её, а не только её самопожертвование.
Мне тоже её присутствие не давалось даром. Да, она меня «разгружала» физически (хотя эту нагрузку я бы и сама могла выдержать, просто требовалось по-другому строить жизнь), но нагружала морально. Я давала себе отчёт, как тяжело ей жить неделями в наших условиях, и как её не доставало дома папе. А мужу, когда тёща с нелёгким характером днями рядом... Недаром же он избегал долго находиться дома. И всё это проходило через меня, через мой, стремящийся к независимости, характер. Приходилось смиряться, благодарить, участвовать в этом спектакле: «Мне помогает Мама».
Нельзя! Инвалида, взрослого, родители должны оставить в покое, хотя бы на время, чтобы убедиться, что он сам справляется.
Убедились - всё, оставьте в покое совсем, как и любого взрослого человека.
Чем сильнее ваше желание помочь, тем хуже вы делаете для него - он не может включить свои компенсаторные возможности, если его недостаток компенсируется извне. Он начинает надеяться на помощь или раздражаться ею, или смиряться с нею.
Но сторонняя помощь - временна, а инвалиду - жить. Чем скорее его оставят без сторонней помощи в быту, тем скорее он научится со всем справляться сам.
И только человек, согласившийся разделить с инвалидом жизнь, имеет право быть рядом и быть наготове помочь. Тогда это тандем.