...................................................

Jan 18, 2014 13:48

Оригинал взят у nnils в Момент истины непрерываем, он длится вечность…
Многие читали «В августе 44» Богомолова. Я перечитывал с десяток раз. И вроде бы ничего особо захватывающего на этих страницах нет, по сути, описана служебная рутина, но как-то рельефно, вживую проступают события и главное, характеры.


http://www.litmir.net/bd/?b=172636

Посмотрев уже одноимённый фильм, прочувствовав игру актеров, порадовавшись режиссуре, я как-то упустил из виду, что в титрах не указано имя первоисточника.

А месяца четыре спустя, я наткнулся на большое интервью Владимира Осиповича в «Российской газете», в котором, к своему стыду!, прочел, что он не признает соавторства фильма, потому как фильм не имеет к книге никакого внутреннего отношения. Конечно, я сейчас могу что-то переиначить, но у меня в памяти осталась примерно такая формулировка.

Я, пристыженный осознанием, что пропустил что-то важное, бросился заново смотреть фильм, потом перечитал с монитора книгу. Нашел несколько отличий сценария и книги.

Режиссер опустил, в общем, страниц 5 текста, а по Богомолову выходило, что все!

Конечно, я и раньше заметил, что в фильме не ясно, почему капитан Алехин буквально вцепился в саперную лопатку Гусева, поясняя Таманцеву, что на ней «чистейшая супесь», конечно, в фильме «подвисает» диалог Алехина с агрономом-овощеводом (Филозов) об особенностях «сбега к плодоножке» огурцов сорта «Тракко» и «Должик».

Все это не понятно, если не знать из книги, что капитан Алехин по образованию и призванию агроном - селекционер. Причем успешный, тот, который потратил 15 лет своей жизни на селекционную работу и вывел свой сорт пшеницы.
Вообще-то для выведения нового сорта (тем более в предвоенное время) только 15 лет чьей-либо жизни было мало. В довесок к прожитым годам требовалось иметь грамотного, вдумчивого, внимательного, даже чуткого и очень настойчивого естествоиспытателя-ученого.

Постепенно для меня прояснилось, что вся фабула произведения нанизана на оппозиции Таманцева (надо дожимать Центр с дешифровкой) и Алехина (работайте, собирайте фактический материал и результат будет).


Ведь и здесь в подходе к работе проявлен момент истины.

Ставка на готовый ответ из Центра «волкодава» Таманцева терпит фиаско, а рутинный сбор и анализ фактуры агрономом Алехиным дает результат.

Эдакое противопоставление Вольха Всеславьевича и Микулы Селяниновича в рамках одной оперативной группы контрразведки вновь оборачивается обнажением сути мировоззрений.

П.С. Вольга Всеславьевич
Древний богатырь. Колдун, волхв, оборотень. Иногда называется Вольхом. Сын Марфы Всеславьевны, жены князя Святослава, и некоего Змея. Умеет оборачиваться в разных зверей и птиц. Родился, охотился, победил царя Индейского, встретил Микулу Селяниновича, а затем куда-то исчез.


Иван Билибин. "Вольга Святославович и Микула Селянинович

Микула Селянинович
Богатырь-крестьянин, обладал силой от матери сырой земли. Удивил известным образом сначала Вольгу, а потом Святогора. У Микулы было три дочери: Василиса, Марья и Настасья.
http://byliny.narod.ru/names-big.html

К чему все эти размышлизмы?

Уже после своих догадок, я нашел по случаю старый, потрепанный томик «Момента истины или в августе 44» и не торопясь, вдумчиво, по-новому прочел. По-настоящему оценил замысел Владимира Осиповича.

Книга не о работе чекистов. Книга о том, что отечественную войну выиграли не генералы, не «волкодавы», не СМЕРШ, а люди от станка, с поля, с фермы. Те люди, которые в мирном труде приобрели закалку, сноровку, грамоту и на войну шли как на тяжелую работу. Они не побеждали, они перемогли весь этот ужас. На пупе, на горбу, на трехжилье своем вытащили и спасли страну.

Книга также о том, что важно точно знать кто ты, откуда ты и куда ты идешь.

Как любая гениальная провокация, книга дает пищу для размышлений и целый веер выводов.

Для меня из нее, очевидно, что узкий специалист подобен флюсу не только в спецслужбе, но и (например) в госуправлении, что для любого серьезного дела нужны и «волкодавы» и «агрономы» и только общая цель и осознанная мотивация может их сплотить и пр.и пр.и пр.

Еще один существенный вывод - момент истины непрерываем, он длится вечность…
http://chingizyd.livejournal.com/554.html#comments

Идея этого поста возникла давно. Частично я её реализовал, оформив в посте о «Моменте истины» Богомолова В.О., другая же её ипостась уже была окончательно обдумана и готова к тому моменту, но все как-то не доходили руки. Меж тем, мой замысел требует завершенной формы.

Любая «культовая» вещь в массовом искусстве обращает на себя внимание постольку, поскольку автор умудрился (очень часто не имея на это прямого намерения) зацепить в душе народной какую-то из потаенных струн, спрятанных так глубоко, что её звучание, её «голос» для народа также притягателен, как намертво впаянные в память человека звуки колыбельной, что пела ему его мать в неосознанном, и казалось бы, наглухо позабытом детстве.

А если существует определенная череда подобных, значимых для народного внимания произведений, в которых раз за разом обыгрывается один из «классических сюжетов», повторяется в различных мизансценах один и тот же мотив, то тут уже для заинтересованного взгляда есть фактура для обобщений и выводов о национальном характере.

Какая казалось бы связь между такими фильмами как «Джентльмены удачи» и «Ворошиловский стрелок»?

Да, прямая, если присмотреться к главным действующим лицам.

И герой Евгения Леонова и герой Михаила Ульянова действуют в не своей, чуждой им среде, они вырваны из привычного образа жизни, они играют жесткую, не свойственную им в обыденности роль.

«Доцент» в обычной жизни не авторитетный вор, а заведующий детским садом, (внимание!) педагог, а в прошлом (внимание!) фронтовой разведчик.


Герой Михаила Ульянова не киллер, а пенсионер-железнодорожник, а в прошлом (внимание!) фронтовой снайпер.


И «Доцент» и «Ворошиловский стрелок» вынуждены встать на путь силы, вынуждены спуститься на несколько ступенек вниз по лестнице человеческого образа для того, что бы повергнуть зло.

Тут впрямую напрашивается аналогия с этим - «во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю» и с этим - «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла».

Сам ли по себе сюжет диктовал правила, или авторы так посчитали нужным, но и первый и второй герой демонстрируют свое превосходство над тем злом, в котором им приходится существовать, в такой степени, что они не испытывают к нему жгучей ненависти в ответ.

Всяк по своему пытается образумить заступившего грань между добром и злом. Однако пафос моего поста не об этом.

В любом, мало-мальски приметном для русского культурного «пользователя» произведении обыгрывается один и тот же сюжет.

Подлинный русский герой это не «крутой» спецназовец, ни «супермэн» и не агент 00…, а работяга с соседней улицы, который прошел самую совершенную в мире подготовку жизнью и самая главная награда для которого - мирный труд, жизнь в ладу с собой и с миром.

Возьмите красноармейца Сухова


или Семена Семеновича Горбункова (бухгалтер и фронтовик),


Егора Прокудина из «Калины красной»


или Глеба Жеглова - везде жизнью тертый калач, способности которого позволили б жить легкой жизнью за счет других и совесть которого способности эти, аккуратно свернув, положила под лавку - на всякий случай, как "гостинец" для непрошенного гостя.


Вот такой он русский герой, всегда сюрприз для тех, кто считает его «калдырем», «быдлом», «лохом» выпивохой и лентяем.

И напоследок, добро иррационально по сравнению с тем злом, которое ему противостоит

Для добра необходима логика более высокого порядка, та, что злом ему противостоящим не улавливается, не воспринимается.

Вот и рассказывая про «Момент истины» я упустил сообщить, что успех группы Алехина не вытекает из механической суммы фактов добытых группой. В любом случае, если внимательно логически прослеживать накопленную группой фактуру, то она сама по себе бездоказательна. Логические цепочки рвутся, не ведут к выводу о причастности к деятельности передатчика тех лиц, что попали под подозрение.

Центральные моменты интриги это факт обретения нерайонированного в данной местности сорта огурцов на месте выхода радиостанции в эфир и допущение о том, что найденная на чердаке дома на хуторе саперная лопатка, именно лопатка Гусева и то, что на ней есть супесь…

Однако логика есть, это логика научного поиска примененная Алехиным.

Настойчивость, широта мышления, самоотверженность в поиске эмпирических данных, внимание к мелочам, все то, что в сумме с навыками Таманцева приводит к успеху.

В августе 44 го Качай их, Паша, качай! http://www.youtube.com/watch?v=b5y8_V86rqA

В этой истории нашел свое отражение великий гуманистический посыл советского, коммунистического общества, (я бы еще добавила подлинно РУССКОГО общества - прим.мое) - «Не вместо, а вместе».

http://www.youtube.com/watch?v=j3J6ZI_Hbxc

Воспроизведение в действии этого принципа в иной идеологической среде невозможно, поскольку общим базисом, скрепой в мотивации профессионального военного (Таманцев) и по сути гражданского временно мобилизованного (Алехин) в этом случае должна быть идея еще более высокого порядка, объединяющая их еще более тесно.

Мне такие идеи не известны.http://chingizyd.livejournal.com/

П.С. Кризис

chingizyd
Если Вы вынуждены за одни и те же деньги делать в два раза больше - у Вас кризис.

Если Вы вынуждены делать ту же работу за вдвое меньшее вознаграждение - у Вас кризис.

Если Вы способны сократить свои потребности впятеро и при этом сделать в пять раз больше прежнего, оставаясь чутким, радостным и здоровым - Вы не из нашей Цивилизации. http://chingizyd.livejournal.com/3876.html

и еще цитата: Мы все православные. Не в смысле обрядовости, а в смысле мироощущения. Подозреваю, что потаенная, не рассказанная даже самим себе, сверхзадача русских, все оставшиеся народы сделать своими, русскими или православными на свой, русский манер. Отсюда русский космизм и русский коммунизм как форма глобального, планетарного или даже вселенского национализма. А с другой стороны Православие очень обязано русским. Без Руси православие бы заглохло.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СМЫСЛОВ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

Previous post Next post
Up