"Я родился в СССР"

Oct 22, 2009 14:29

anakity:


Что мы ели.
Речь пойдет о середине-конце 60-х годов, Сибирь, рабочий поселок крупного промышленного центра - Новокузнецка.



Мама, Роман и я возле нашего дома на ЗапСибе.

Семья молодая, родители работали - отец в мехмастерских, мама на обогатительной фабрике. Отец еще и учился заочно в Томском инженерно-строительном. Мне в 1966 исполнилось четыре, в 1967 родился брат. Я постараюсь быть максимально достоверной.
В 67-68 году я недолго ходила в детский сад на ЗапСибе. Ходила, кстати, сама. Это было примерно в 7-10 минутах от дома. Воспитатели встречали детей на улице, потом заводили в группу.
Какую еду помню?
Каши: манную, пшенную, пшеничную. Это чаще было на завтрак.
На полдники часто был кефир с печеньем или какой-то маленькой сдобой.
Ужины в саду помнятся плохо - часто меня забирали раньше. Помню молочный рисовый суп - этой еды дома не бывало, она мне нравилась. И еще помню горошницу (такая гороховая каша, разваренный горох) - НЕНАВИДЕЛА.



Первомайский утренник в детском саду. Сценка "Веселые поварята"

На обед на первое всегда был какой-то суп. Но я выхлебывала только «жижу», потому о составе сказать мало что могу. На второе бывало часто картофельное пюре, или макароны - сероватые, ломаные толстые трубки, через них было смешно всасывать подливку. Бывала, кажется, капуста, но я ее не ела. К гарниру прилагалась или котлетка, или кусок рыбы, или жареная колбаса. Это было почти всегда вкусно. На третье кисель (если был с пенками, не пила) или компот из сухофруктов. Еда очень простая, но сытная и, надо сказать, довольно разнообразная.
Лакомств в садике я не припомню. Чтобы пирожное или конфеты… Нет.
Дома было иначе. Поскольку все взрослые работали, то разносолов особенных не было. В садике я была на «садиковских харчах», и дома в будни ела мало или почти ничего. Да и вообще была малоежка.



Приличная девочка, не правда ли:)

По дороге из сада иногда заходили в «Гастроном» и мне покупали томатный (любимый) или морковный (полезный) или яблочный (кислый) сок.
На улице есть (что угодно: хлеб, мороженое, конфету, яблоко) было нельзя. Мама объясняла так: «Ты будешь есть что-то вкусное, а кто-то голодный! Он же не сможет попросить!»
Думаю, кстати, это шло от послевоенных лет. Мама рассказывала, как у них в классе училась дочка директора хлебозавода, и как она ела на переменах белый хлеб, а все остальные, в том числе и мама, жевали жмых, и как это было обидно, голодно. Говорила: «Не то обидно, что она ест белый хлеб - разный у всех достаток, это все понимают, но то, что на глазах у голодных, демонстративно!»



Мамин класс. Приблизительно 1948-49 г

В выходные дома еда тоже была простой: утром взрослые просто пили чай с хлебом, намазанным маслом (или маргарином). Иногда с куском недорогой вареной колбасы. Пишу недорогой, потому что точно знаю, что дорогую позволить мы себе точно не могли.
На обед мог быть борщ, щи, не всегда мясные. Иногда суп, картофельный, заправленный колбасой. Часто был куриный суп с клецками. Второго могло и вообще не быть. Либо могло быть только второе. Макароны просто так или по-флотски, не обязательно с мясом, но, например, с ливером. Каша пшенная на воде. Часто мама варила какао. Я какао не любила. Обычно же пили чай. Летом квас. Квас ставили сами. В трехлитровых банках, прикрытых куском марли, таинственно пузырился и «бродил» кисловатый напиток золотистого цвета. А сверху плавали размокшие горелые корочки черного хлеба. Кстати, квас летом использовался для приготовления зеленой окрошки (вареная картошка, яйца, много зеленого лука и укропа, мясо не добавляли, иногда колбасу, но нечасто), и … не знаю, как называется такое блюдо - натертая редька залитая квасом и заправленная по вкусу сметаной. И, раз уж про редьку вспомнила, делали еще так: редька нарезалась тонкими ломтиками, густо посыпалась крупной солью и заливалась подсолнечным (с запахом семечек) маслом. С черным хлебом это очень вкусно.



Застолье. Две моих бабушки, мама и папа. А я пока в завершающемся проекте

Часто жарили драники. Папа очень их любил. Он говорил даже, что когда они с мамой познакомились, она его «купила» драниками. Вообще, поскольку детство его прошло в совсем не картофельных краях, он картошку любил и любит в любом виде: и жареную, и вареную, и толченую, и печеную, и те же драники, и вареники с картошкой. Мама же, в детстве кроме картошки, пожалуй, ничего и не видевшая, все эти блюда не очень-то жаловала. Но в то время выбора особого не было. К картошке неотъемлемой частью полагалась квашеная капуста с луком и растительным маслом. Я, кстати, довольно долго, едва ли не до замужества, считала, что картошку без такой капусты и вообще не едят.



А это мама, папа и я. В "проекте" теперь братец.

Помню, что рыбалка на озерах, что были недалеко от поселка - папа туда ходил в выходные ранним утром, была не столько досугом, сколько подспорьем в бюджете.
Конфеты были дома нечасто, варенье мы не варили - не было в то время земельного участка, а значит, своей ягоды. Поскольку жили в рабочем поселке, то и в лес за ягодой особенно не побежишь. В магазине покупали (изредка) джем или повидло. В школе (в 1969) иногда я накапливала мелочи на пирожное - картошку или корзиночку, или бисквитное. Их продавали в школьном буфете. Точную цену не помню, кажется 22 копейки. А дома изредка покупали песочные коржики или кольца. Более частым лакомством было мороженое. Ленинградское по 22 копейки в брикетах, пломбир. Мороженое шариками в вазочке ела один раз - в кафетерии в Саду Металлургов. Туда повела меня двоюродная сестренка со своим другом. Ей в ту пору было 17, мне шесть.



Двоюродная сестра Эллочка и моя растрепанная персона перед прогулкой.

Стряпала мама редко. Самое вкусное, что помню с той поры - хворост! Жарился хворост во фритюре, и фритюр не выбрасывался после первого использования, а процеживался через марлю и хранился в «подоконном» холодильнике. Иногда она жарила лепешки.
Зато тётя Аля - жена маминого брата - стряпала часто. Ее пирожки с морковкой, с ливером, с капустой, с картошкой, с зеленым луком и яйцом помню до сих пор!! И еще тётя Аля бесподобно солила сало. Вкуснее я не ела!



Тётя Аля.

В праздничные дни- Новый год, на 1-е мая и ли 7-е Ноября готовили больше.
Например, на Новый год всегда варили холодец, делали винегрет: много, большую миску. Все вместе накануне лепили целый вечер пельмени, тоже много - четыре-пять сотен штук, выносили на улицу, чтоб замерзли, а потом подвешивали их в мешке за окно (настоящего холодильника в то время у нас еще не было). Пельмени ели, заправив их сливочным маслом, с горчицей, с перцем, с уксусом. Иногда со сметаной. Ставилась на стол селедка, кусочками, сбрызнутая уксусом, усыпанная колечками лука, и заправленная подсолнечным маслом. Были и конфеты. Шоколадные и карамель. Примерно до середины 70-х конфеты, яблоки вешали на елку, вместе с игрушками. Потом все реже...



Новй год в детском саду

На 1-е Мая - обязательно первая окрошка, плюшки (стряпала их бабушка, всегда помногу - два таза), жареная курица… Если отмечали 1-е Мая у дяди Шуры и тёти Али - всегда любимые мной пирожки, какие-нибудь необычные вкусности, вроде тушеной картошки с мясом. Дядя всегда угощал «петушками» - самодельные леденцы на палочках, их продавали возле гастронома рябоватые старухи.
На 7-е Ноября тоже как-то поразнообразнее стол был. Детали не запомнились.
Из дошкольного детства не помню, чтобы мы покупали консервы - рыбные, тушенку. Разве что очень редко зеленый горошек. Не было принято у нас делать «заготовки», покуда в 1972 году не появился «мичуринский». «Мичуринским участком» называли те 6 соток, которые выделяли от предприятия желающим на окраине поселка, или недалеко от города. Теперь это садоводческие товарищества.



Пока "мичуринского" нет и в помине. Да и зима.:) И мы отлично проводим время всей семьей на лыжах

Нечасто было дома и мясо. Думаю, что причин несколько - во-первых, в заводских, рабочих столовых, где обедали родители, мясо было. В садике - тоже. А дома (это во-вторых) и холодильника-то не было. Хранить негде, если купил - надо готовить сразу, а в будни на это времени не всегда хватало. В третьих, в семье моих родителей не было традиционной культуры домашней кухни. Оба они из очень-очень бедного слоя. Детство - военное и голодное послевоенное, какие там разносолы. И мама, и папа росли без отцов - война выгребла мужиков по полной. Так что вот. И традиции семейных застолий формировались прямо на моих глазах. Хорошо помню, что в нашем доме мама старалась накормить всех. Всех, кто бы не пришел - моих одноклассников, папиных коллег по работе, зашедших ненадолго по делу, соседей, родственников, знакомых…Она говорила: «Знаешь, так наголодалась в детстве, что даже помыслить страшно, что от меня кто-то уйдет голодным».



Запсиб. 60-е. Вид с горы Маяковской

Шли годы, рос достаток, становился все более разнообразным стол.
Только в 90-е стало опять скудно. Пожалуй, даже голодно. Тогда спас участок, без которого помыслить, как бы выжили тогда, невозможно. Но это совсем другая история.

А здесь все рассказы из серии "Я родился в СССР"

Я родился в СССР

Previous post Next post
Up