Даниил Борисович Эльконин - советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
01.04.1968.
Я чувствую внутреннюю потребность выступить с обоснованием наших поисковых исследований, направленных на выяснение вопроса: какой должна быть школа будущего? Куда мы движемся? Вернее, куда мы должны двигаться? В каком направлении? Здесь несколько проблем.
1. Содержание обучения - куда оно идет и как оно будет изменяться:
а) гуманизация содержания,
б) место естественно-математического содержания.
2. Технизация методов обучения. Главный тезис технизации - не только ускорение, но и формирование учебной деятельности.
3. Семья и школа - «воспитатель должен быть воспитан». Включение семьи в работу школы. Свободное время - не только отдых, но и собственное учение, а главное - дети, не только свои, но и вообще все дети.
4. Школа и труд. Включение детей в общественный труд взрослых. Сфера обслуживания и сфера производительного труда. Возрастание возможностей включения детей в производство. Труд взрослых по мере его автоматизации. Главное - общественный характер труда.
5. Школы-клубы - будущее. Это и есть решение вопроса о всестороннем развитии детей. Эстетическое воспитание, физическое воспитание и т. д. - клуб.
6. Проблема ступеней - проблема самоорганизации, самоуправления, проблема отношений ребенка со взрослыми. Можно ли экспериментировать в этой сфере, можно ли строить уже сейчас школу будущего, можно ли создавать такие очаги и концентрировать вокруг них научные силы? Однако все это должно быть дано на фоне тех изменений, которые будут происходить в нашем обществе в ближайшие 20-30 лет.
Эпиграф: «Без взгляда в будущее нельзя понимать и строить настоящее». Этот фон должен быть отчетливо выяснен и описан.
Главный тезис: расширение поисковых исследований, ибо только они способны поставить по-новому ряд традиционных вопросов и оживить теоретические исследования. Это очень важно."
22.05.1968.
В истории человеческой психики основное отношение «человек - природа». До настоящего времени у большинства психологов (особенно западных) для психического развития ребенка есть взаимодействие «ребенок - предмет». В этом и заключается ошибка. В действительности вся история психической жизни ребенка протекает внутри системы «ребенок - общество».
Связи ребенка с предметами - связи с общественными предметами.
Связи ребенка со взрослыми - связи с общественными взрослыми, то есть взрослыми как членами общества.
Точно так же, как человек потребляет и присваивает природу, ребенок присваивает общество.
Это есть преодоление индивидуалистической психологии.
Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции.
Бытие определяет сознание.
Однако нужно быть осторожным в современном обществе гораздо больше отрицательных явлений: бездумная праздность, товарный фетишизм и другие ублюдочные порождения...
12.02.1969.
Человек устроен несовершенно прежде всего потому, что овладение своими естественными орудиями - глазом, рукой и вплоть до мозга - происходит у него стихийно. У нас отсутствует достаточно тонкая афферентация - мы не чувствуем тонких движений глаза, слабых напряжений наших мышц и различий в пороговых значениях «степеней свободы» наших движений.
Все они формируются внутри предметных действий, путем прилаживания или приспособления к насущным условиям и задачам.
Ориентация здесь чрезвычайно груба. Возникает задача формирования возможно более ранней ориентации действий со стороны их внутренней регуляции.
Мы тратим массу сил, так как не умеем регулировать напряжение.
Задача в том, чтобы научить человека регулировать действия своих естественных орудий, и эта задача не менее важна, чем овладение искусственными орудиями. Путь здесь только один - вынесение ориентации вовне и постепенное ее вращение внутрь. Для вынесения вовне можно использовать электроиндикаторы в форме видимых кривых или другим способом. У физкультурников это уже делается - когда спортсмен сам имеет возможность следить за напряжением мышц при выполнении того или иного движения и за характером производимых движений. Вынести вовне движения своего взора, а потом и своей мысли - научиться следить за ней, направлять ее, регулировать ее. Вот поистине увлекательная задача. Переход от ориентации во внешних условиях к ориентации во внутренних условиях совершаемых нами предметных действий. Я не боюсь этого слова - инструментальное самонаблюдение. Оно может раскрыть невиданные возможности.
Так вот, что значит руки не из того места растут.
Источник