Из-за глюков ЖЖ выкладываю этот пост с опозданием на сутки - вчера, 5 апреля, ездил в Виноградово.
По этой фотографии можно составить представление о том, как там сейчас всё выглядит. Снег на полях лежит уже клочьями, в канавах и пойменных озёрах - лёд, на Москве-реке вода ещё и не думает подниматься. Мне вдобавок не очень повезло с погодой 0 в Москве, говорят, днём светило солнце, а вот тут весь день небо скрывало плотное одеяло из облаков. Однако не холодно, только ветер довольно неприятный, на открытых местах пробирает до костей.
Водоплавающих пока мало, и в основном это утки. На Москве-реке обнаружил скопление крякв в несколько сотен (4-5), среди них затесалось около сотни свиязей и совсем понемногу других уток - я видел 10-15 шилохвостей и 7 гоголей. Всё это плескалось, сидело на снежных заберегах, покрякивало и пересвистывалось, а при моём приближении принялось взлетать и кружить над рекой, садиться и взлетать снова (да-да, на фото это они и есть). А вот гусей видел только издалека - пролетела стайка из 14 штук, не определил кого, но скорее всего это были гуменники - белолобые обычно летят позже них.
Хищников тоже было не густо - кружились над поймой два канюка, самка и самец полевого луня да одинокий самец болотного - и ещё что-то мелкое и серое на моих глазах уволокло в лесополосу какую-то мелкую птичку, да так быстро, что я так и не понял, был это дербник или перепелятник.
Ну, чайки, естественно, были в положенном ассортименте - озёрная, серебристая, сизая - но в глаза особо не бросались. Чибисы тоже не бросались, но один раз пролетела стая штук в 40. Других куликов пока нет.
А вот теперь мы подходим к самому интересному. Возле пойменного озера Лебединого, на образованном размытой старой дамбой мысу, я вспугнул тетёрку, а потом впереди поднялось два косача. Что особенно занятно - год назад я тоже вспугивал здесь тетёрку, а вот раньше ни о чём таком и не слыхал. Что им тут понадобилось? До ближайшего леса-то очень неблизко! Ещё порадовали клинтухи - прямо на обочине шоссе на Воскресенск паслось 6 штук, а потом на дороге к тому самому Лебединому озеру встретил ещё троих. Вяхирей, кстати, тоже видел - пролетала стая штук в 15, но вот ими-то как раз никого сейчас не удивишь.
Из певчей мелочи больше всего порадовал самец горихвостки-чернушки, бодро скакавший в заснеженных кустах всё у той же дороги на Лебединое. Ну, и ещё несколько луговых коньков - кажется, у нас этой весной их ещё никто не отмечал, я первый. Всё остальное - вполне обычное: несколько белых трясогузок, скворцы, зарянки в кустах, один чёрный и один певчий дрозд, меньше десятка хмурых молчаливых жаворонков, пара пухляков и уже в посёлке возле станции - пара большаков. А больше всего было зерноядных: у дороги - обыкновенные овсянки и полевые воробьи, в кустах в пойме - стайки камышовых овсянок (почти все самцы, только одна самочка), зяблики тоже пока оправдывают своё латинское название, в переводе означающее "холостяк" - в их стаях я ни одной самки не видел вообще. Ну и конечно, стайки чечёток, зеленушки, щеглы и даже реполовы (этих совсем мало, 3-4).
Из врановых в глаза бросалось какое-то дикое количество сорок, а вот ворона видел всего одного. Грачи вовсю обновляют гнёзда в колонии у железнодорожных путей.
Зверья не встретил вообще никакого, только на канаве, идущей к Лебединому вдоль дамбы, обнаружил действующий бобрятник с плотиной, перегородившей ту самую канаву и поднявшей её уровень больше чем на метр.