В мае у меня случился отпуск, который я провёл, увы, не отъезжая от Москвы дальше пары соседних областей. Причина тривиальна - все деньги, которые можно было бы пустить на дальнюю поездку, были потрачены на новый летательный аппарат, о котором обязательно расскажу несколько позже. Сейчас же скажу только, что этих денег он, безусловно, стоил.
А теперь будет несколько картинок и короткий рассказ о местах, где я ездил, плавал и летал в этом месяце.
Итак, первая остановка - Рузский район, окрестности озера Глубокого, урочище Петрово - холм среди заболоченного леса, на вершине которого ещё угадываются остатки деревни, разрушенной и обезлюдевшей, скорее всего, ещё в войну. От домов не осталось и следа - лишь одичавшие плодовые деревья, несколько старых тополей и залитые водой ямы на месте бывших погребов.
Заброшенные поля зарастают бурьяном и кустарником, по ним бродят журавли и охотится полевой лунь - только в восточной части остался небольшой сенокос, где гнездятся две пары чибисов - туда как раз подходит дорога, по которой я приехал.
Приезжал я сюда дважды - 2 и 20 мая. Первый раз снимал, но не летал - второй раз строго наоборот. Во второй заезд слышал из леса к юго-востоку (заболоченный ельник) странные, явно совиные крики - но ума не приложу, кто бы это мог быть.
Холм - идеальная взлётная площадка: откуда бы ни дул ветер, с вершины можно разбегаться вниз по склону по ровному полю и потом улетать в любом направлении - только желательно сначала набрать хотя бы 200 метров высоты, чтобы перескочить через лес с базопасным резервом.
Следующий пункт - Оршинское болото в Тверской области, 5-7 мая. В начале весны я уже летал над ним, но и теперь не слишком продвинулся в достижении заветной цели - маршрута над всей местной озёрной системой. Покружил над полями в округе, подлетел к краю болота, повисел над ним на закате второго дня - и вернулся на старт. Страшно. До самого горизонта уходит однообразная коричнево-зелёная пелена сфагнума, в которой то там, то сям поблёскивают зеркальца воды. Хилые сосенки с высоты кажутся каким-то странным прошлогодним бурьяном на этом бесконечном поле. Неподвижно отражая облака, лежат большие озёра. И нигде ни следа человека. Случись тут вынужденная посадка - и придётся думать не о том, как бы выручить аппарат, а о том, как бы выбраться живым самому - и совсем не факт, что это удастся.
Снова были журавли, кроншнепы, травники и веретеники на полях, утром возле самого лагеря токовали тетерева, а на закате тянули вальдшнепы. На обратном пути через Талдомский район повстречался прямо на дороге малый зуёк, который согласился попозировать - в остальном же с фотооохотой не везло - да и не до неё было, основное время заняли полёты.
Вернувшись на базу, недолго сидел в городе - отправился на Спас-Клепиковские озёра в Рязанскую область, искать погоныша-крошку, которого слышал там в 2006 году. В этот раз вместо параплана взял с собой надувную байдарку - крошку искать предполагалось, естественно, в первую очередь на слух, и для этого нужно было проникнуть непосредственно в самые плавни на оз. Мартыново, где он мне встретился в прошлый раз.
Однако в этот раз я его там не нашёл - зато встретил целую стаю больших белых цапель (7 штук), слышал как минимум троих пастушков и двух волчков и даже сфотографировал болотную сову - не бог весть как, но после прошлогоднего "абсолютного нуля" эта встреча меня обрадовала едва ли не больше прочих. Ещё были несметные стаи белолобых гусей, пролетавших надо мной в северо-западном направлении, клин за клином, утром 10 мая, а вечером накануне - несколько стай каких-то крупных куликов, по-видимому золотистых ржанок, которые так же целеустремлённо летели в противоположном направлении. Из хищников запомнились постоянно болтавшийся где-то на периферии поля зрения белохвост и чрезвычайно нахальный коршун. Ими, само собой, дело не ограничивалось - обязательный набор из канюков, болотных и полевых луней тоже, естественно, никуда не делся.
гусики
фрагмент стаи с предыдущего фото, поближе
травник изображает плавунчика
он же в более привычном положении
та самая болотная сова
белохвост
Наглый коршун. Подлетал к лодке метров на 10.
он же.
А вот белых цапель мне в тот раз снять так и не удалось - эту я сфотографировал парой дней позже на Нарских прудах. Здесь она была всего одна, но подпустила существенно ближе.
Продолжение следует...