Над Журавлиной родиной

Aug 21, 2014 23:07




В прошлую субботу наконец набрался храбрости и испытал "Фрифорс" в полёте с мотором. Все опасения по поводу возможных проблем со взлётом и посадкой оказались беспочвенны - быстрый и отзывчивый на управление купол легко выходит при старте и хорошо гасит скорость на посадке, так что даже в штиль управляться с ним совсем не трудно. Даже проще, чем с "Инфинити". Оседлав слабеющие вечерние потоки, долетел от нашего старта в Пешках до оз.Сенежа, забравшись по пути на 740 метров, встретил там подходящий облачный фронт, вернулся к старту и решил, что теперь уж точно справлюсь с заданием по аэрофотосъёмке Апсарёвского урочища в заказнике Журавлиная родина. Дело в том, что прогноз обещал в среду ветер скоростью 4 м/с у земли, и я опасался, что на потребной для этой работы высоте на "Канарейке" могу против него и не выгрести. А "Фрифорс" - он быстрый, он точно вывезет.
Во вторник после работы поехал в деревню Дмитровка, где находится база заказника, там меня встретил коллега belemnite и помог расположиться на ночёвку. Утро настало ясное и тихое, лёгкий ветерок тянул с юго-запада, периодически совсем стихая. Стартовать решили с поля у деревни Пенское. Машин на дорогах совсем не было, зато на глаза попадалось множество птиц. На стерне убранных полей кормились журавли (пока их немного - штук 250 на всё урочище, основная масса подтянется позже), на столбе ЛЭП восседал коршун, а когда свернули на грейдер в Разорёно-Семёновском, увидели на проводах семью пустельг (пустелёг? пустелёжек?), чеглока и - неожиданно - перепелятника. То и дело в разных направлениях пролетали стайки вяхирей, в Разорёно-Семёновском держалась стайка деревенских ласточек, чуть дальше дорогу перебежало большое семейство серых куропаток (штук 12).
Выехали на поле, установили импровизированный "колдунчик"-ленту, я собрал мотор, наболтал пять литров смеси, и примерно в 10.30 взлетел курсом на юг, чтобы облететь Апсарёво по ходу часовой стрелки, снимая местность на видеокамеру и на фото.


Курс мой лежал таким образом, что над убранными полями, где сейчас держатся журавли, я первый раз прошёл ещё на небольшой высоте - метров 100. Мог бы забраться повыше - но метрах на 80 внезапно взыграла паранойя - показалось, что не вытащил заглушку из вентиляционной трубки бензобака - пришлось садиться одному среди поля (чтобы только убедиться, естественно, что никакой заглушки в трубке нет), а там взлетать опять и снова выскребать метр за метром нужную высоту. Но журавли отнеслись ко мне на удивление лояльно - несколько небольших стаек поднялись со стерни, отлетели на несколько сотен метров в сторону и спокойно продолжили кормиться. А когда потом проходил там метрах на пятиста - они вовсе не обращали на меня внимания. Ну а хищники вообще поплёвывали на такого медлительного и неуклюжего летуна и спокойно пролетали то рядом, то прямо подо мной.
Пока делал первый проход по периметру, ветер дул ровно, постепенно усиливаясь по мере набора высоты, и, проходя над Вороново, я обнаружил, что скорсть у меня под 60 км/ч. Параплан то приподнимало, то начинало "лить", но всё это происходило очень мягко, без болтанки, и в целом, держа где-то 2/3 газа, я постепенно набирал высоту и на подходе к Семягино подо мной было уже метров 350.  С высоты уже 200 метров Апсарёвское урочище прекрасно просматривалось всё целиком, но мне, чтобы захватить в кадр бОльшую площадь, требовалось подняться выше. Когда опять лёг на южный курс и скорость упала до 25 км/ч относительно земли, решил, что самое время пофотографировать - полез за "мыльницей", и первым делом оборвал ненадёжную петельку, крепившую её к страховочной петле. Пришлось там же, в воздухе, привязывать её заново и покрепче.



Тогда же случились ещё две неприятности: во-первых, у меня отвязался правый привод акселератора. По счастью, сам аксель крепился ещё и липучкой, а отвязавшийся тросик не размотался и не угодил во вращающийся винт - но акселератором воспользоваться я уже не мог.  И примерно тогда же в радиоканале (мы использовали диапазон 430-440 мгц) внезапно послышался громкий шум и треск, и одновременно у меня взбесился вариометр - указатель метался от +5 до -5, цифры на экране мигали. Мы так и не поняли, кто применил по мне средства РЭБ, зато я выяснил такую особенность моего прибора - он реагирует на радиопередачу на частоте этого диапазона. В дальнейшем это подтвердилось уже при помощи моей рации - в общем, пока я не сменю прибор, придётся ограничиться диапазоном 144-146 мгц. На него прибор не реагирует.
Над южной частью урочища меня почти заперло - один раз скорость упала до 9 км/час, в среднем же было 17-19. Пришлось отпустить триммера - купол сразу пошёл вперёд, но к этому времени уже началась приличная болтанка - временами было просто страшно выпустить клеванты. А делать это было нужно - я как раз достиг оптимальной высоты, пошла основная работа. В общем, повернув по ветру, триммера я сразу же затянул обратно - от греха подальше. Да и ветер раздумал усиливаться дальше - к концу второго круга я набрал 600 метров и уверенно держал 24-26 км/ч.







Весь полёт занял около полутора часов, и приземлился я с почти пустым баком. Возможно, если бы не лез на высоту, а спокойно летал себе метрах на 80-100 - эти пять литров удалось бы растянуть и на два часа. С полным баком, стало быть, можно рассчитывать часа на 3-4.
Свернув снаряжение, вернулись на базу, а там я стал собираться домой. Чтобы совместить приятное с полезным, проехал маршрутом через Окаёмово - Закубежье  - Ясниково - Константиново, и дальше в объезд Сергиева Посада к Москве. Из интересного видел двух тетёрок на обочине дороги у Лихачёво, а ещё раньше, за Окаёмово, попалось скошенное поле, исключительно обильное хищниками - на стерне обедал пойманной полёвкой канюк, поодаль сидел ещё один, а возле самой дороги тоже кого-то лопала самка полевого луня. Её приятель барражировал над полем по другую сторону дороги, в какой-то момент мне показалось, что их там двое - а вторая самка точно потом прилетела. Первая же луниха вела себя бесстрашно до наглости - причём это уже вторая такая на моей памяти, первую встретил несколько лет назад в Серебрянопрудском районе. А вот самца не то чтобы снять - рассмотреть так близко ещё ни разу не удалось. Вот и этот тоже не соизволил...







канюк



полевые луни - слева она, справа он

Зато ещё когда возвращались со старта на базу - встретили отдыхавшего на стерне молодого (2-3-летнего) самца лугового луня - и вот этот согласился чуть-чуть попозировать.






луговой

фото, птицы, Талдом, парапланы

Previous post Next post
Up